Василий ЛУКИЧЕВ: В таком графике я еще не играл!
- Обновлено: 11.07.2019
ОТ «КРАСНОГВАРДЕЙЦА»
ДО «ТОСНО»
– Василий, обычно в биографии футболиста значится одна футбольная школа, а у вас их
сразу три – ЦСиО «Локомотив», СДЮШОР-44 «Красногвардеец» и ФШМ Торпедо. Почему так?
– Все просто и банально. С пятилетнего возраста я начал заниматься в футбольном клубе «Красногвардеец». Потом меня пригласили в школу «Локомотива». Там все хорошо складывалось и почти до самого выпуска меня все устраивало. Но потом тренеры перестали давать играть, и я почувствовал, что их отношение ко мне, скажем так, немного ухудшилось. Понятно, что мне хотелось играть, и, чтобы не терять время, сначала на один сезон я отпросился в аренду в школу «Красногвардейца», а потом на выпускной год решил уйти в школу «Торпедо». Думаю, в принципе, правильно сделал, что ушел, но не знаю, насколько верным был мой выбор в пользу именно «Торпедо».
– Начинали заниматься в «Красногвардейце» потому, что эта школа была ближе других к вашему дому?
– Во-первых, рядом с домом; во-вторых, там занимался мой старший брат, и на тот момент у меня не было ни мысли, ни желания выбирать что-то другое. К тому же в 5 лет дети вряд ли вообще об этом думают: родители отдали в спортивную секцию, и все. Отмечу также, что в «Красногвардейце» в то время была хорошая футбольная школа. Оттуда много тренеров потом перешли в «Локомотив» и впоследствии выпустили немало воспитанников, заигравших на высоком российском уровне.
– ФК «Тосно» – это первый клуб, когда ради работы вам пришлось уехать из родной Москвы. В 24 года сложно было отвыкать от домашнего образа жизни?
– Мне помогло то, что в Питер, где базировался ФК «Тосно», я поехал не один, а со своей девушкой, которая потом стала моей женой. Это, можно сказать, меня спасло. Если бы уехал один, наверное, было бы действительно тяжело, и, возможно, все сложилось бы намного хуже. А так, могу сказать, после периода, проведенного в «Тосно», у меня осталось много позитивных воспоминаний, потому что в Питере я встретил много хороших, достойных людей. Что касается самой Северной столицы, то город своеобразный – к нему надо привыкнуть. Когда приезжаешь туда первый раз, думаешь: «Все вокруг такое серое, не очень уютно». А потом, когда поживешь там какое-то время, начинаешь чувствовать особенную питерскую атмосферу. В общем, Санкт-Петербург нам с женой очень понравился, хотя она первый год сильно плакалась и хотела вернуться в Москву (улыбается).
– Ваша жена – москвичка?
– Она родилась в Иванове, но лет с тринадцати живет в Москве. Как она рассказывает, с раннего детства у нее всегда была мечта – уехать в Москву.
– А вы ее в Питер повезли…
– Да, так получилось. Но я благодарен своей жене за это. Она во многом мне помогает и в трудные минуты всегда поддерживает.
– Где в том сезоне выступала команда «Тосно»?
– Когда я туда переходил, «Тосно» выступало в ФНЛ, как раз играли второй круг. По итогам сезона в первой лиге команда заняла место в серединке турнирной таблицы, а на следующий сезон уже вышла в премьер-лигу.
ГОВОРИЛИ: «МЫ НА ТЕБЯ РАССЧИТЫВАЕМ»
– Каковы были ваши перспективы? Переходя в «Тосно», наверное, думали, что будете там играть, а не только тренироваться?
– Конечно! Как любой амбициозный футболист, я верил, что мне дадут шанс проявить себя, и я буду играть. То, что происходило там, меня, естественно, не устраивало, но я продолжал работать на тренировках в надежде, что спортивная справедливость рано или поздно восторжествует и тренеры увидят во мне игрока основного состава. Но… В первой лиге за «Тосно» я вышел на поле лишь однажды. (2 апреля 2016 года матч против «Тюмени» завершился со счетом 2:4. – Н.Ш.) Не могу сказать, что сыграл удачно – в футболе всякое бывает, но в той встрече вся наша команда оказалась не на высоте. Как показывает практика, в подобной ситуации легче всего обвинить в поражении вратаря, что, в принципе, и сделали.
Впоследствии у меня сложились не очень хорошие отношения с директором клуба, поэтому было трудно именно в футбольном плане. Хотя я продолжал тренироваться, общался с другими ребятами, и все говорили о моей спортивной форме только лестные слова. Считаю, я был достоин играть не только в первом дивизионе, но и в премьер-лиге, но, к сожалению, мне не дали такой возможности.
– Когда отношения с руководством клуба начали портиться, и у вас не было игровой практики, что мешало вам сменить клуб?
– Я верил в то, что все наладится, и моя работа на тренировках только усиливала уверенность, что мне все-таки должны дать шанс. А что касается перехода в другую команду, то у меня на тот момент не было вариантов, хотя, если бы более серьезно заняться этим вопросом, то наверняка они нашлись бы. Кстати, когда с моей стороны возникали разговоры о том, чтобы куда-то уйти, в клубе мне тут же говорили: «Вася, не надо. Ты здесь нужен, мы на тебя рассчитываем». И я оставался. Как оказалось это были просто слова, а в матчах за «Тосно» по-прежнему играли другие.
Так получилось, что в переходный сезон из ФНЛ в РПЛ из «Тосно» ушли два вратаря – Артур Нигматуллин и Эдик Байчора, и из тех вратарей, кто был в первой лиге, остался я один. Им на смену пришли два новых вратаря. Поверьте, не преувеличиваю, на тренировках я очень достойно выглядел, и мне все говорили, что я на голову сильнее тех, кто пришел. Чувствовал это и по своим собственным ощущениям, и плюс со мной начали разговаривать футбольные агенты, с которыми я уже, скажем так, прекратил общение. В тот момент я отказался от их услуг – верил, что сейчас точно буду играть! Но потом в «Тосно» пригласили Давида Юрченко, и в первом же туре в премьер-лиге я оказываюсь вообще вне заявки. Куда-то уходить уже не было смысла. Получается, на Юрченко тренеры рассчитывали, а мы с Мишей Опариным весь сезон «делили» место запасного вратаря: заявка – незаявка, заявка – незаявка…
– Артур Нигматуллин в свое время выступал за нижегородскую «Волгу». Какие отношения у вас сложились в процессе совместной работы?
– С Артуром мы ровесники – одного года рождения, играли друг против друга еще в Москве, в соревнованиях детских футбольных школ: он – за ЦСКА, я – за «Локомотив». И в «Тосно» у нас отношения были абсолютно нормальные, ничего плохого про него сказать не могу ни как про человека, ни как про вратаря. Хороший голкипер, трудяга. Получается, к моменту появления в «Тосно» мы с ним находились в разном статусе: за плечами Нигматуллина были премьер-лига и первый дивизион – больше опыта, а я пришел из второй лиги в первую. Поэтому, естественно, тренерами ставка делалась на него.
Артур – молодец, я слежу за тем, как теперь он играет за тульский «Арсенал». К слову, мне вообще нравится, как играет тульская команда. Да и город Тула производит самое позитивное впечатление своими болельщиками и футбольной атмосферой. Там все очень по-домашнему, нет никакой агрессии. Допустим, мы с «Тосно» приезжали туда играть против местного «Арсенала», у нас, по сути, никаких суперзвезд в составе никогда не было, тем не менее нас встречали так, как ни в одном городе не встречали!
– В этом плане, какие воспоминания у вас остались после выезда в Нижний Новгород?
– В Нижний Новгород с «Тосно» я не приезжал ни разу, поэтому мне тяжело что-то сказать об этом городе. Приняв предложение ковернинской «Волны», я впервые оказался в Нижегородской области. По первым впечатлениям, мне здесь нравится (улыбается).
ПОБЫВАЛ НА СБОРАХ С «НИЖНИМ НОВГОРОДОМ»
– Для болельщиков последний сезон в истории ФК «Тосно» ассоциируется прежде всего с победой в Кубке России. А чем вам запомнился сезон-2017/18?
– К сожалению, мне, как и многим моим одноклубникам по «Тосно», тот сезон запомнился негативом. Задержки зарплаты – это когда потом деньги все-таки выплачиваются. А у нас всех ребят, по сути, «кинули» на деньги, которые мы заработали! Плюс, игроки не увидели ни премиальных выплат, ни бонусов, которые были у многих футболистов. А что касается игровых моментов, да, победа в Кубке России – это, безусловно, очень яркое событие. С другой стороны, когда выигрываешь такой трофей, то даже не можешь себе представить, что потом, вместо того, чтобы играть в Лиге Европы, клуб будет расформирован.
– Практически все игроки «Тосно», исключая легионеров, летом прошлого года перешли в клубы премьер-лиги и ФНЛ. Почему вам в итоге пришлось поехать в Крым, а не пожинать лавры выигранного кубка подписанием какого-нибудь выгодного контракта?
– Я сам себе часто задаю такой вопрос, и для меня это тоже немного странная ситуация. Еще в конце прошлого сезона мне звонили из клуба второй лиги и предлагали вариант с хорошими финансовыми условиями. Я отказался, поскольку понимал, что команда «Тосно» выиграла Кубок России и я нахожусь в прекрасной форме, то есть вполне могу играть как минимум в ФНЛ. Летом меня пригласили на сборы с командой «Нижний Новгород», которую тогда тренировал Николай Николаевич Писарев. На сборах все складывалось вроде бы нормально, но по каким-то причинам контракт предложен не был.
– В «НН» вас смотрели, видимо, вместо Бородько?
– На тех сборах Михаил Бородько еще был в команде. В конце сборов ко мне подошел тренер вратарей и сказал: «Такая ситуация – твое отношение к работе меня устраивает, но у нас уже есть три вратаря, то есть три ставки закрыты, и мы тебя взять не можем». В итоге я уехал восвояси, а вскоре вместо Писарева нижегородскую команду возглавил Черышев, и Бородько, насколько я понял, отдали в аренду. Возможно, я поехал в ФК «НН» не в то время (улыбается). После этого в моей профессиональной карьере наступило небольшое затишье – предложения от клубов были, но лишь на уровне разговоров. В частности, вырисовывался вариант с московским «Торпедо», но впоследствии ничего не получилось, и к началу сезона я оказался без контракта.
Потерял полгода. Занимался самостоятельно дома, бегал в парке. Причем финансовая ситуация настолько обострилась, что я не мог себе позволить даже поехать, например, на тренировку в «Строгино» (в мою бывшую команду), поскольку клуб находился в другой части Москвы. В семье не было лишней копейки! Поэтому, когда зимой появился вариант поехать играть в Крым, я ухватился за него, чтобы заработать хоть какие-то деньги.
– Команда «Крымтеплица» – странный выбор: и от дома далеко, и непонятно, какой там чемпионат. Отправились туда от безысходности или от большого желания играть?
– И то, и другое присутствовало. Мне позвонил товарищ, который описал это одними словами, а по факту, когда я приехал в Молодежное, там получилось все иначе. Но в тот момент мне необходимо было куда-то трудоустроиться: все-таки у меня семья, и сидеть дома без дела тоже уже не мог. Жена меня поддержала, сказала: «Поезжай», и я отправился в Крым. Но, повторю, что мне обещали, и что получилось на самом деле – это абсолютно разные вещи.
БАЗА «ВОЛНЫ» НАПОМИНАЕТ КРАСНОДАРСКУЮ
– А как возник вариант с ковернинской «Волной»?
– Мне позвонил спортивный директор ФК «Волна» Николай Николаевич Леонов: «Василий, есть такой проект, тут все серьезно настроены. Проект быстро развивается. И хотим тебя видеть в этой команде». А потом со мной связался тренер вратарей Михаил Васильевич Васильев, с которым я работал еще в школе «Локомотива», и, кстати, это стало одним из ключевых факторов, чтобы мне поехать сюда, потому что Васильев многое дал мне в плане вратарского искусства, многое в меня вложил. «Приезжай в Ковернино, будет приятно снова поработать вместе», – сказал Михаил Васильевич. И после этого я очень оперативно перебрался из Крыма на нижегородскую землю (улыбается).
– Имея за плечами крымский опыт и глядя на карте, что из себя представляет Ковернино, вы не испытываете внутренней настороженности перед этим проектом?
– В принципе я особо не смотрел, где находится Ковернино и что из себя представляет этот поселок городского типа. Мне сказали, что Нижегородская область, и этого достаточно. На самолете долетел до Нижнего Новгорода, потом на такси доехал до базы. Страшновато было лишь однажды: когда таксист «гнал» на высокой скорости по ночной дороге (улыбается). А в остальном все нормально: меня встретили, заселили, как раз команда с выезда вернулась.
На следующий день, проснувшись, я вышел посмотреть, что и как: из того, что мне описывали, все совпадает. Наглядно видно, что здесь футбольное хозяйство очень быстро развивается. К слову, местная база мне чем-то напоминает базу ФК «Краснодар» на стадии ее строительства (в свое время довелось там побывать, когда команда играла в первой лиге). Единственная сложность для меня на данном этапе – необходимость постоянно жить на базе, такого опыта в моей практике раньше не было. Вдали от семьи, только футбол, футбол, футбол – немного тяжеловато. Тем более, сейчас у «Волны» такой график, что матчи идут один за другим, и нет возможности выбраться домой в Москву, даже на пару дней, чтобы переключиться с футбола на семейные дела.
– Когда вас приглашали, вы были готовы к настолько плотному графику, чтобы играть по два-три матча в неделю?
– Ожидал, что матчей будет много, но, честно говоря, не думал, что настолько (улыбается). Зона «Приволжье» – своего рода открытие для меня, я никогда в этих краях не играл. Здесь действительно очень плотный график: домашние матчи, выезды, и получается, у нас тренировки только восстановительные и предыгровые. В остальном – игры, игры, игры. Постоянно. В таком графике я еще не играл.
– После месяца, проведенного в «Волне», не вспоминаете с ностальгией времена «Тосно», когда только тренировались?
– Я вам так скажу, тосненские времена, если и вспоминаю, то только в хорошей их части, а именно наш здоровый и очень дружный коллектив. Пусть руководство не особо вознаграждало игроков за успехи команды, но именно за счет такого коллектива эти успехи и были достигнуты. До сих пор общаюсь со многими ребятами из того состава, и все в этом плане со мной согласны. В «Волне» я тоже вижу очень хороший, добротный футбольный коллектив, когда все друг за друга, никаких группировок внутри команды. И это очень важно для любого клуба.
– «Волна» выступает сразу в нескольких турнирах – первенстве МФС «Приволжье», Кубке МФС «Приволжье» и чемпионате Нижегородской области. У вас с вашим коллегой Романом Клюкиным есть разделение, кто где играет?
– Никаких разделений нет. Помимо Ромы Клюкина, еще отмечу двух вратарей – Максима Ивашова и Антона Федюшкина. У всех ребят есть свои плюсы и минусы, всем есть над чем работать, что совершенствовать, и все много занимаются на тренировках. Мы стараемся друг друга поддерживать. Мое личное мнение, очень важно, чтобы среди вратарей в команде не было никаких недомолвок и разногласий. Мы делаем одно дело, все стараемся, работаем, и тренеру решать, кто сегодня выйдет играть – Рома, Максим, Антоха или я. Нам самое главное, чтобы команда добивалась положительного результата.
– При этом вы понимаете, что на вас руководство возлагает больше надежд и ожиданий, чем на ваших коллег?
– Все это я прекрасно понимаю и, в свою очередь, надеюсь, что тренерский штаб «Волны» тоже понимает: чтобы мне набрать былые вратарские кондиции, понадобится какое-то время. Чудес не бывает, и не стоит думать, что я приехал сюда и сразу начну феерить. Много времени было упущено, я больше полугода вообще, можно сказать, оставался без футбола. Сейчас мне нужно очень много работать, чтобы набрать оптимальную форму. Не спорю, спрос с меня есть, и спрос большой. Благодаря игровой практике потихоньку начинаю чувствовать игровой тонус. У меня есть уверенность, что уже в июле буду играть намного лучше, когда удастся приблизиться к той форме, которую мне хотелось бы иметь.
Беседовала Нина ШУМИЛОВА