Новости спорта в Нижнем Новгороде. Нижегородские спортивные новости.
Актуально

Владимир ЗИНОВЬЕВ: ХОРОШАЯ ИГРА РАНО ИЛИ ПОЗДНО ДАСТ РЕЗУЛЬТАТ

Руководитель программы развития молодежного футбола «Волги» ответил на актуальные вопросы нашего корреспондента.

– Владимир Анатольевич, насколько нынешняя «Волга» отошла от традиций «Электроники», если об их существовании уместно говорить?
– В свое время мы пытались создать и создали некую вертикаль: профессиональная команда и идущие за ней группы подготовки. У нас была главная команда – «Электроника», за ней следовали коллективы 1985 и 1987 годов рождения, детско-юношеского клуба «Сормович». В любой работе важен результат, плодами той системы стали игроки, которые сейчас выступают на самом высоком уровне, прежде всего, Дмитрий Айдов, Евгений Кузнецов, Андрей Буйволов, Егор Тараканов, мастер спорта Игорь Андрейчиков, да и Илья Максимов начинал в «Сормовиче», принимая участие в финальных российских соревнованиях за команду 1985 г.р. (тренер – Реутов А.Б.).
– Недавняя идея создать областную пирамиду из «Волги», «Нижнего Новгорода» и «Химика» сломала существовавшую в «Электронике» модель или пришла на смену?
– От новой идеи быстро отказались, в нормальном виде она существовала лишь один сезон. Каждый клуб в ней все-таки был автономным, во главу угла не ставился общий результат, а при прежней структуре старались применять единую модель подготовки. Причем, если бы не определенные объективные причины и гибель тренера – уверен количество квалифицированных футболистов «той системы» было бы несколько больше.
Если же взять главную команду «Электроники», своеобразную базу, от которой мы все отталкивались, то она «добавляла» нам в ходе селекции Андрея Подолянчика и Николу Георгиева (оба играли в премьер-лиге Казахстана), Дмитрия Мартынова (выступал за МФК «Футбол-Хоккей НН»), Евгения Малахова (выступал за «Уралан» из Элисты в премьер-лиге), Алексея Косоногова, игравшего за французский «Бордо». Если взять среднестатистический уровень – школа выпускает одного – двух хороших игроков за сезон, то наш результат, согласитесь, был значительно выше. При этом о нашем финансировании ходили легенды, но об этом как-нибудь в другой раз.
Заканчивая разговор о той структуре «Электроники», скажу несколько слов и об административных кадрах, которые со мной тогда начинали. Почти все сегодня работают в премьер-лиге, каждый отвечает за свой фронт работы и в «своем ремесле» достиг высочайшей квалификации. Ценность этих людей, которые заслуживают самых теплых и восторженных слов – их опыт, который ни к кому и никогда не приходил в одночасье…
– Сейчас, на ваш взгляд, какую систему стоит брать нашему региону на вооружение?
– Я за то, чтобы у каждого клуба была своя четкая вертикаль. К примеру, «Волга» – команда премьер-лиги, затем ее дублирующий состав, потом идет возраст под дублем, а в основании – ряд команд центра подготовки. Это очень полезно в плане поиска и раскрытия талантов. Давайте не будем ходить далеко за примерами, возьмем самый свежий и яркий – сборная Испании, где восемь (!) человек смогли перейти из молодежного состава в основной. Испанцы до 2008 года играли очень ярко, но им всегда чего-то не хватало, команда вылетала, доходя чаще всего лишь до четвертьфинала, но уже тогда в сборной взяли подобную тактику на вооружение, и через некоторое время она дала результат.
В свое время систему подготовки меняла и сборная Германии, где лишь вмешательство Беккенбауэра прекратило засилье легионеров во внутреннем чемпионате и заставило обратиться к работе с молодежью. Мы можем видеть, что принятые методики в обеих странах дали свои плоды. На такой шаг надо решиться, конечно, обладая необходимой базой из самых разных составляющих. В таком вопросе все-таки важна автономность. Пускай у каждого клуба области будет своя вертикаль, а игроки будут сами выбирать на определенной стадии, где им лучше прогрессировать. Благодаря такому подходу мы могли бы комплектовать команды из футболистов разных школ и с разным мировоззрением. Воспитать игрока гораздо сложнее, чем подогнать его под конкретную схему. А чтобы воспитать классного футболиста – необходимо обладать несколькими центрами.
– В нынешнем сезоне произошло некое объединение главных команд «Волги» и «Нижнего Новгорода», но ведь школы продолжают существовать все-таки отдельно. Этот факт является плюсом – так как центров футбольного образования становится все-таки больше, или минусом – так как мешает «Волге» выстроить четкую систему, прежде всего, на нижних этажах?
– Это, конечно, минус. Но этот минус формируется, прежде всего, на том, что у самой «Волги» нет базы.
– В перспективе объединение сил на детско-юношеском уровне возможно?
– Частично говорить об этом можно, как это и происходит сегодня. Рассматривать же проблему в комплексе пока нельзя. Прекрасные базы построены в Тольятти, Краснодаре, Самаре, пока мы не дойдем до такой же ступени – ситуация принципиально не изменится.
– Будем ждать чемпионата мира, к которому в нашем городе и регионе должны возвести четыре базы?
– Если будут строить с прицелом на будущее использование, тогда перемены последуют, но их не стоит ждать моментально. Сначала должны появиться сами базы, затем методики подготовки. Прежде всего, нужна сильная рука управленца, который будет принимать волевые решения. Необходим человек, который будет обладать высокой квалификацией, опытом и знаниями, возьмет на себя ответственность за воспитание игроков на этих базах. Если все факторы соединятся воедино, то, безусловно, ситуация кардинально переменится. Если же будут лозунги, то даже с появлением новых баз мы останемся на прежнем уровне…
– Вы против частных инвестиций в строительство подобных объектов? Этим должны заниматься только клубы?
– Сложно сказать, главное, чтобы все было сделано профессионально. Стоит различать такие понятия, как участие и развитие. Участвовать могут все и абсолютно на разных уровнях – помогать кто словом, кто делом. Извините, но за примером я вновь вернусь к той старой, доброй «Электронике». При выходе команды 17-18 летних мальчишек во второй дивизион участие по моей просьбе принимали многие: Владимир Иванович Афанасьев, Семен Наумович Шапиро, Семен Михайлович Гурвиц, Александр Николаевич Щербаков, Игорь Вячеславович Егоров, и огромное им за это спасибо! Но двигателем, развивающим процесс, был Александр Юрьевич Кузнецов и административная команда клуба. Развитие – это квалификация, опыт, затрата огромных трудовых ресурсов и, конечно, финансирование. Стоит проводить границу между этими понятиями.
– Сколько центров подготовки необходимо Нижнему Новгороду?
– Чем больше, тем лучше, но главный – один.
«Краснодар» – пример,
как строить клуб
– Клуб прошел путь со второго дивизиона до премьер-лиги, по сути, за три – четыре сезона. Такой ритм достаточно распространен в нашей стране, когда лидеры регионов объявляют о своем желании сделать свою вотчину футбольным краем и ставят определенную задачу перед клубом. Чаще всего при таком подходе результаты команды начинают идти в гору, но все ли однозначно, на ваш взгляд? «Волга» смогла сделать качественный шаг вперед из глубин нашего футбола до элитного эшелона? Результат достигнут, но поспела ли клубная эволюция за ним?
– Я бы не стал говорить, что с таким подходом команда начинает прогрессировать. К сожалению, процесс выстраивается чаще всего по такой схеме: появляются средства – на них приобретаются нужные исполнители со стороны, а они уже выводят команду в следующий дивизион. Весь прогресс заключается в двух составляющих: бюджете и квалифицированных игроках, а больше ничего для него не было сделано. Думаю, это видно со стороны. И это касается общих тенденций, а не только нашего клуба.
– Получается, что ментально такие клубы остаются на тех позициях, откуда они берут свой разгон к новым высотам?
– Если в одночасье все разрушить, то они останутся там, где начинали. Отличен лишь один клуб – «Краснодар». Он является примером, как надо создавать команду.
– Потому что он является частным?
– Мне тяжело сказать, влияет ли разница в том, что финансирование государственное или частное.
– Наверняка все-таки существует различие: свои деньги я вкладываю в проект каждый день, или вкладываю средства ради четко поставленной задачей сверху.
– Есть же и позитивные примеры с другой стороны. К примеру, «Кубань», которая из команды-«лифта» превратилась в крепкий клуб. Поэтому однозначно здесь невозможно ответить на этот вопрос. В свое время мы познакомились с господином Галицким, и его планы – за пять лет построить команду премьер-лиги – конечно, ошарашили. Он ведь занимался футболом достаточно давно, начиная с команды в Лазаревском, которая очень хорошо выступала на КФК.
– То есть, вы согласитесь с мнением, что для «Волги» сейчас принципиальнее наращивание клубного потенциала, а не сохранения кровь из носа места в премьер-лиге, к примеру?
– Конечно, клубный потенциал важнее во все времена. Может показаться со стороны, что я, мол, отвечаю за развитие юношеского футбола, поэтому у меня такие взгляды, а главный тренер думает о том, чтобы игроков в команду посильнее найти, а у генерального директора голова болит о том, чтобы инфраструктуру улучшить в первую очередь. Все это звенья одной цепи, футбол требует комплексного развития.
В случае с Сапоговым
сошлись звезды
– Раз вы уж заговорили о «Краснодаре», невозможно не спросить вас о таких моментах. У клуба, который обладает одной из лучших Академий в чемпионате, в заявке 14 легионеров, если считать таковыми игроков с двойным гражданством, но выступающих за другие сборные. У «Волги», не имеющей нормальной базы, в основной обойме такой человек – один. Как объяснить этот парадокс? Это решение мимолетных задач?
– Думаю, что это ситуация, обусловленная конкретным моментом. Если Галицкий хочет с каждого выпуска своей Академии брать хотя бы по одному игроку и вводить в «основу», то фактически этот доморощенный футболист будет занимать место легионера, скорее всего. Сейчас идет решение конкретных задач. У «Волги» ситуация другая, но такая модель – полностью российская заявка – имеет право на существование.
– Многие говорят, что у «Волги» нет легионеров, потому что финансовое положение не из лучших, было бы больше средств, приглашали бы легионеров. Согласны?
– В какой-то степени так и есть. Но если закрыть глаза и отмежеваться от ресурсов, представьте, что у всех клубов нет денег, то, наверное, такая модель для решения конкретных задач – одна из самых верных. Но если есть четкое выстраивание структуры, то, думаю, что баланс в составе между легионерами и доморощенными будет в районе «50 на 50».
– Пока не выстроена структура и финансы в клубе не позволяют приглашать зарубежных звезд, поиск талантов в ФНЛ и втором дивизионе – это единственный выход?
– Если они дешевле легионеров, то да.
– Сапогов – это феномен, или результат сочетания самых различных факторов? Его можно считать примером, как можно усилить состав благодаря игрокам из второго дивизиона, или это все-таки единичный случай?
– Сложно сказать…
– Вы же работали во второй лиге и должны понимать объемы зарытых и нераскрытых талантов!
– Скорее всего, так сошлись звезды: тренер, команда, нужная ситуация.
– Многие уже спешат продать Сапогова в зимнее трансферное окно, памятуя о Марцваладзе и Ещенко, которые покидали «Волгу», едва успевая «выстрелить». На ваш взгляд, Сапогов сможет заиграть в команде рангом выше?
– Судя по Давыдову и Дядюну, ему это будет сделать тяжело. Хотя Ещенко является обратным примером. Опять же будут играть самые разные факторы, но одним из базовых станет голова самого футболиста.
– Ещенко приехал в «Волгу» из киевского «Арсенала», команды, которая неизвестна широкой публике в нашей стране. Сапогов прибыл из Учалов. Говоря о выстраивании клубной структуры, какую роль стоит уделять селекции?
– Наличие селекционного отдела – это обязательный момент наряду с существованием методического кабинета. Но чтобы люди не просто там числились, а работали! За примером в нашей стране далеко ходить не надо – селекционная и методическая работа армейцев. Есть потрясающий пример: начинается заявочная кампания, а Гинер уезжает в отпуск. Его спрашивают: «Евгения Леннорович, как же так?» Он отвечает: «Я работаю, прежде всего, от «окна» и до «окна», а не во время кампании». И промахов в трансферах ЦСКА – единицы. Да и в сегодняшней «Волге» есть хорошее видение формирования и работы этих отделов, неплохие методические материалы и квалифицированные кадры…
– У нас в регионе есть люди, способные закрыть пробелы в селекции?
– Такие люди есть всегда. На мой взгляд, специалисты со стороны в нашем случае принесут лишь особую марку и ярлык. Надо давать проявлять себя тем, кто работает здесь, чтобы был получен результат при должных условиях. Приходящий же специалист должен буквально удивлять результатом, а если он этого сделать не может?! В чем смысл приглашения?!
– Под вашим началом в «Электронике» и «Волге» выступало достаточно мастеров. Кто-то не сумел раскрыться должным образом, что вы жалеете, так как в перспективе это был бы игрок премьер-лиги?
– Думаю, даже то количество игроков, которые сейчас выступают на должном уровне – превзошло мои ожидания. Они достигли этого за счет упорства и заложенной базы в самом юном возрасте.
– Кто из тренеров РПЛ импонирует вам?
– Славолюб Муслин. Мне очень нравится, как играет его команда. Импонирует та схема, которую он использует. Вариация схемы «4-3-3», в которой пять атакующих футболистов. Понятно его видение, построение игры, требования к игрокам в этой схеме. Уверен, главное, когда тренер понимает, что он делает с тем материалом, который у него есть на руках, как распределяет футболистов, чтобы они давали максимальный результат.
Главное, чтобы Денисов не потерял самого себя
– В пятнадцатом туре «Волга» играет с двукратным чемпионом страны – «Зенитом», поэтому логично спросить ваше мнение о ряде фактов и явлений, связанных с питерским клубом. Этой осенью «Зенит» взорвал медиа-пространство, приобретя двух футболистов за стоимость около 80 миллионов евро. Ваша первая мысль, когда вы услышали такие новости?
– «Зенит» усилился качественными исполнителями. Они, безусловно, стоят потраченных средств. Витсель и Халк еще скажут свое веское слово, подождите лишь, когда их полностью впишут в игровую схему. Им надо привыкнуть к партнерам, к особенностям чемпионата.
– У «Зенита», кстати, наступил в середине первого круга определенный спад. Это доказательство того, что новичков не получается пока вписать в наработанные схемы, или, быть может, необходимо выстраивать все заново?
– Думаю, что все-таки внутренние дела повлияли на результаты, в частности, ситуация с Денисовым. Судя по новостям, такие движения повлияли как-то на микроклимат, а это сказалось на результатах. Вокруг новых игроков, как мне кажется, не получится выстроить схему, скандал тогда будет развиваться вглубь, а вписать их – это надежный и перспективный путь. Они еще скажут свое слово, я уверен.
– В конфликте Денисов – руководство, вы мысленно были, на чьей стороне, когда читали новости в СМИ?
– Я всегда на стороне дисциплины, как в быту, так и на поле. Футбол развивают две вещи – дисциплина и труд. Клуб должен поддерживать дисциплину, а футболист должен трудиться изо всех сил.
– Денисов столько времени не тренировался с «основой». Сезон для него потерян, как вам кажется?
– Главное, чтобы Денисов не потерял самого себя. У каждого клуба есть 42 игрока – незаменимых нет, а вот не потерять самого себя – дорогого стоит.
Беседовал Андрей СОРВАЧЕВ

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *