Юрий МОРОЗОВ: ВОПЛОЩАЮ В ЖИЗНЬ МЕЧТУ СВОЕГО ОТЦА
- Обновлено: 31.07.2019
ГОЛЕВЫЕ «СТАНДАРТЫ»
– Юрий, вы давно выступаете в российском футболе, поиграли за разные команды. Как надолго обычно задерживались в одном клубе?
– Максимум на два сезона, и только в Нижнем Новгороде мне удалось нарушить эту традицию: здесь я провел уже третий сезон и на этом не остановлюсь (улыбается.) Когда я пришел в «Олимпиец», который играл во второй лиге и ставил задачу выйти в первый дивизион, то сначала подписал с клубом контракт на один год, потом, когда мы вышли в ФНЛ, заключил двухлетний контракт, срок действия которого истек этой весной. А теперь руководство ФК НН предложило мне новый контракт.
– Так получалось, что каждый год в нижегородской команде был новый тренер. Для вас имеет значение, под чьим руководством работать?
– В первое время знакомства с новым тренером, конечно, приходится притираться к его требованиям, и поначалу есть нюансы, с которыми нужно свыкнуться. А потом все идет, как по маслу, и уже не замечаешь изменений. Кстати, когда я переходил в «Олимпиец», главным тренером здесь был Константин Северьянович Галкин, с которым до этого мы работали в «Тюмени». Я уже знал его требования к футболистам, а он знал мои возможности. Перед прошлым сезоном Галкин вошел в тренерский штаб Дмитрия Николаевича Черышева, и сейчас они в дуэте, можно сказать, дополняют друг друга…
Вообще, насколько быстро футболист привыкает к тренеру, зависит от самого игрока, от его умения воспринимать действительность. У меня восприятие, считаю, нормальное, поэтому привыкаю быстро.
– В сезоне-2018/18 в ФНЛ вы забили четыре мяча, а в следующем – ни одного. Со сменой главного тренера изменились ваши функции на поле?
– Нет, не изменились. В позапрошлом сезоне я забивал в основном со «стандартов», и в минувшем все так же активно принимал участие в розыгрыше стандартных положений у ворот соперника. Выгодные моменты тоже были, но мне чего-то не хватало для взятия ворот. Что же, постараюсь в новом сезоне «размочить» ноль на своем лицевом счету в графе «голы» (улыбается).
– Если посмотреть на вашу личную статистику, то бросается в глаза такая особенность, что вы либо много забиваете, либо вообще не забиваете…
– Есть такое. Много забивал, когда в Курске играл, потом поменьше… Кстати, в «Олимпийце», выступавшем под руководством Галкина, не забил ничего, и вот сейчас, во второй приход Константина Северьяновича в тренерский штаб нижегородской команды, тоже остался без голов. Даже не знаю, с чем это связано. Думаю, это просто стечение обстоятельств.
– С другой стороны, для защитника голы – не самоцель?
– Да, главное, чтобы твоя команда не пропускала. Но надежная игра в обороне не только от защитников зависит, для это вся команда, начиная от нападающих и заканчивая вратарем, должна играть слаженно, то есть вся команда должна работать на результат – как забивать, так и не пропускать.
ИЗ БРЮНЕТОВ
В БЛОНДИНЫ
– Ощущаете на себе роль самого старшего игрока в команде?
– Как-то все быстро произошло. Вроде бы недавно пришел в команду, где играли ребята постарше. И даже в первой половине прошлого сезона у нас был Толя Нежелев, который на пару месяцев старше меня. Но зимой он перешел в другую команду, и сейчас уже я самый опытный, получается. Не могу сказать, что эта роль давит на меня психологически. Если физически чувствуешь себя хорошо, то и возраст не замечается. Пусть о возрасте игрока думают люди, которым положено смотреть в паспортные данные, а я не ощущаю этого. Замечательно себя чувствую, у меня есть желание играть и добиваться побед с «Нижним Новгородом», поэтому мне не хочется останавливаться.
– Как считаете, 33 года для защитника – это какой возраст?
– Да тут не только для защитника, а для любого футболиста 33 года – возраст, когда многие игроки уже заканчивают. Но я не хочу об этом думать, потому что у меня есть большое желание играть. Мне кажется, наоборот, у меня сейчас самый расцвет, и, повторю, я себя замечательно чувствую.
– В составе «Нижнего» прошлого сезона самым близким вам по возрасту игроком является Виталий Федорив, и по амплуа он тоже защитник. Наверное, повод завязать дружбу?
– Друзья появляются не по возрасту или амплуа – для этого должна быть какая-то «химия». В команде у меня со всеми ребятами хорошие отношения. Поэтому не буду никого выделять. Кто-то к нам пришел зимой, а с кем-то бок о бок мы играем уже не первый год. Но это не имеет значения, ведь вместе мы делаем одно общее дело.
– Осенью прошлого года вы удивили болельщиков новым имиджем. Почему брюнет Морозов вдруг превратился в блондина?
– Захотелось попробовать что-то изменить в себе. А в тот момент еще кто-то из футбольных звезд покрасил волосы, и у меня щелкнуло: «Пойду тоже покрашусь!» Мастер в парикмахерской сначала не хотела браться – для нее это был первый подобный опыт. Но я настаивал, что надо попробовать. В общем, все нормально получилось, перед выездом команды в Сочи за два дня осветлили мои черные волосы, а по возвращении в Нижний Новгород я еще раз посетил мастера, чтобы придать волосам пепельный оттенок. Ребята в команде шутили по этому поводу: «Каждый день разные цвета – сначала рыжий, затем светлый, потом серый. Ты что, каждый день красишься?» (Улыбается.) Но все с пониманием отнеслись к моему эксперименту.
– Волосы со временем отрасли, и, похоже, желания остаться блондином у вас не появилось?
– Мне нравился новый имидж, но волосы было жалко: у них появилась неестественная мягкость. Так что осенний эксперимент я решил не повторять. Попробовал, и достаточно.
КАЖДЫЙ МАТЧ –
КАК ПОСЛЕДНИЙ
– Глядя на турнирную таблицу за несколько туров до окончания первенства, как расценивали шансы «Нижнего» выйти в премьер-лигу?
– Знаете, нам почему-то легче было играть с командами, которые боролись за высокие места, чем с коллективами, которые находятся ниже нас в турнирной таблице. Поэтому в оставшихся турах первенства было со всеми непросто. На каждый матч команда настраивалась, как на последний. Но, кроме настроя, в футболе также необходима удача. В некоторых матчах, когда мы проигрывали командам, которые изначально считались аутсайдерами в паре с ФК НН, было просто невезение: то пенальти не забьем, то стопроцентные моменты не реализуем. В ответ же получали одну-две атаки, гол и проигрывали.
К слову, по результативности у нас в сезоне-2018/2019 не самая лучшая статистика, и это не от настроя зависело, а, скорее, от невезения. Посмотрите, как играл «СКА-Хабаровск»: команда, не владевшая преимуществом, побеждала со счетом – 1:0, потому что ей откровенно везло! Им соперник пенальти не забивает, а они на 95-й минуте забивают! Что это, если не везение? В футболе многое зависит от удачи. При этом настрой, бойцовские качества должны быть обязательно!
– Вы родились в Николаеве. Как получилось, что уже после распада СССР вы уехали из Украины в Россию?
– Это благодаря папе. Он очень хотел, чтобы у него родился сын, и даже после рождения двух дочек (моих старших сестер) не отказался от своей мечты. А когда родился я, он сделал все, чтобы я стал футболистом. Папа видел, что в России футбол развивается лучше, чем на Украине, и у юных футболистов больше шансов для роста. Поэтому мы с ним переехали в Москву, а мама с сестрами остались в Николаеве. До недавних пор я каждый год в декабре-январе ездил на две-три недели повидаться с мамой, сестрами, племянницами. А в этом году не довелось, поскольку Украина запретила въезд на ее территорию лицам мужского пола. Но в мае мама сама приезжала ко мне в гости.
– У ваших родных не было желания присоединиться к вам в России и жить здесь?
– Мои сестры и племянницы родились там и, что называется, прикипели к этому городу, их все устраивало. Но за последние годы ситуация в Николаеве заметно изменилась: проблемы с работой, высокая инфляция, и те же коммунальные платежи уже не соответствуют доходам и зарплатам. Поэтому настроение моих родных тоже меняется, они, мне кажется, уже готовы на решительные действия. Другое дело, что переехать из одной страны в другую не так просто – надо заниматься оформлением гражданства. Думаю, в ближайшие год-два надо будет решить этот вопрос.
– А ваша восточная внешность – это от родителей?
– Мой папа – русский, он родился в Читинской области, а мамуля – кореянка, поэтому я таким получился (улыбается). Мама родилась в Казахстане в семье корейцев, в Казахстане же училась в школе, по окончании которой ее брат отправил мою маму в Москву получать высшее образование и всячески помогал ей с этим. Она вообще – умница, была в вузе ленинским стипендиатом, окончила институт с красным дипломом. Будучи студенткой, во время учебы ездила на практику в Ростовский район Ярославской области, там они и познакомились с папой, который приехал туда к своим родственникам…
При распределении по окончании вуза у мамы был выбор, куда поехать работать. Остаться в Москве она не могла, потому что на тот момент уже вышла замуж за папу. И мама выбрала Николаев, где тогда была целая корейская диаспора. Там проживало много знакомых корейцев, и ей порекомендовали этот город на Украине, заверив, что в Николаеве все замечательно (в то время там действительно так и было). А потом и папа, закончив вуз, присоединился к ней и жил там до тех пор, пока вместе со мной не отправился в Москву…
Беседовала
Нина ШУМИЛОВА