Новости спорта в Нижнем Новгороде. Нижегородские спортивные новости.
Актуально

Служу футболу!

13837159 марта свой 85-летний юбилей отметит старейшина нижегородского футбольного тренерского цеха Аркадий Петрович АФАНАСЬЕВ. Его биография достойна отдельной книги – столько повидал он на своем веку, столько сделал для футбола… Газетная страница не в состоянии вместить всю судьбу человека, который  верой и правдой служит футболу более 70 лет! Но в меру своих сил и возможностей мы попытаемся это сделать. Представляем вниманию наших читателей монолог юбиляра, который наш специальный корреспондент записал незадолго до дня рождения Аркадия Петровича.

Делал моторы
для танков
– Родился я в Алтайском крае, в селе Курья. В том самом, где появился на свет знаменитый на весь мир конструктор стрелкового оружия, дважды Герой Социалистического Труда Михаил Тимофеевич Калашников. А в 1930 году, когда мне было два года, родители переехали в Кемерово. Когда немного подрос, естественно, как и все мальчишки той поры, стал гонять мяч на улице. Кемерово тогда был городишком маленьким, но на каждой улице была своя футбольная команда. А в 12 лет увидел объявление: общество «Спартак» набирает мальчишек в футбольную школу, я оказался в ней. Увы, недолго довелось там позаниматься – началась Великая Отечественная война. Там уже не до футбола было, все тренеры добровольцами ушли на фронт – патриотами своей Родины они были до мозга костей, нынешнее поколение этим качеством не отличается…
В 1943 году, закончив семь классов, в 15 лет я пошел работать на электромеханический завод, эвакуированный из Харькова. Он выпускал танковые моторы. Мы, пацаны, про футбол, конечно, не забывали, старались в свободное время повозиться с мячом, но сил на игру просто-напросто не оставалось – напряженная работа в цеху по 12 часов в сутки сказывалась. А когда война покатилась на Запад, стали работать по 8 часов, и футбола в нашей жизни стало побольше. После войны меня наградили медалью за «Трудовую доблесть».
Все начиналось
с «Азота»
Едва кончилась война, я стал играть за юношескую сборную области, потом меня, как подающего надежды, пригласили в сборную «Трудовых резервов». А в 1947 году я уже выступал за взрослую команду «Азот» из Кемерова, которая выступала в первенстве области и стала тогда чемпионом. А через год «Азот» получил статус команды мастеров, и она стала играть во второй группе класса «А». Со следующего года эта команда стала называться «Химик», и в ее составе я отыграл не без успеха еще два года. А в 1950 году меня призвали служить в армию, и персональным приказом командующего Западным сибирским округом я был отправлен служить в окружной Дом офицеров в Новосибирск, в футбольную команду округа. Три года я отыграл за нее, дважды за это время мы становились чемпионами зоны «Урал-Сибирь», в 1951 году выиграли Кубок РСФСР.
В 1952 году, после Олимпийских игр, на которых сборная СССР по футболу проиграла югославам, начались репрессии против футболистов. ЦСКА был ликвидирован. Смысла содержать окружные армейские команды, платить людям зарплаты, тоже не оставалось. Однако командующий округом Еременко заявил нам: «Я вас распускать все равно не буду. В 1953 году будет Кубок Советской армии. Выиграете его, будем решать дальше вашу судьбу, кто хочет в армии остаться, всех устрою на хорошие места». А про срочников (нас таких было четверо в команде) молчит. Мы напомнили ему о себе. Еременко ответил, что, мол, живите дальше, такую же зарплату, как получали (а была она, скажу вам, приличная) будете и дальше получать.
В итоге мы достаточно легко завоевали право участвовать в финальном турнире Кубка Советской армии, который проходил в Москве. Играли Львов, Ростов, Новосибирск и Москва. Мы одержали две победы, с Москвой сыграли вничью и заняли первое место. Вручили нам тогда по наградному ружью. В Новосибирске команду встречали, как национальных героев.
В Горький пригласили
в Грозном
В итоге в октябре 1953-го я все же демобилизовался из армии вместе со своим земляком из Кемерова, хорошим другом и не менее хорошим футболистом Иваном Моргуновым. Так совпало, что в эти же сроки новосибирское «Динамо» собиралось в Грозный на финал ЦС «Динамо». И нас с Ваней пригласили сыграть за эту команду. Мы подумали: а почему бы и нет? Тем более, что в Кемерове в конце октября и делать-то совсем нечего… Туда же, в Грозный, приехал просматривать игроков второй тренер горьковского «Торпедо» Виктор Ильич Дроздов. Он пригласил меня в свою команду. А спустя еще несколько дней, перед последней игрой за чемпионский титул, нас с Моргуновым позвали уже в московское «Динамо». Ваня написал заявление, почти не раздумывая, и уехал в Москву. Я посчитал, что данное мной предварительное обещание играть за торпедовцев Горького, которые тогда только вышли в класс «А», уже нарушать не имею права, хотя никаких бумаг и не подписывал. Тогда ведь мы о деньгах не думали, хотели в футбол играть. Я подумал, что шансов закрепиться в основе «Торпедо» больше, еще и поэтому отказал московскому «Динамо».
Год «Торпедо» отыграло в высшей лиге, а потом снова опустилось в класс «Б». Вплоть до 1959 года я выступал за автозаводскую команду. Может, и сам виноват, что пришлось ее покинуть… Старшим тренером тогда был Александр Матвеевич Сурьянинов. Играем последний матч чемпионата с львовскими «Карпатами», обыгрываем их 3:0, до конца матча остается 15 минут. Я действовал на позиции левого полузащитника, а подо мной, левым защитником играл Лева Самохин, который пришел к нам из московского «Торпедо». Вдруг Сурьянинов его меняет, ставит молодого Валеру Калугина. Соперник видит, необстрелянный парнишка вышел на фланг обороны. Стали раз за разом туда мяч «грузить». Один раз Валера ошибся, через три минуты похожая ситуация – и счет уже 3:2…
Было бы у «Карпат» пять минут, может, они бы и третий забили. Победу мы хоть и удержали, но на следующий день на разборе игры главный тренер «всех собак повесил» на меня: мол, такой опытный игрок, как Афанасьев, не смог подстраховать молодого партнера. Меня просто передернуло, поскольку в тех ситуация я никак партнеру помочь не мог, это были его персональные ошибки, он мяч контролировал, не могу же я ему за спину открываться! Вся команда на моей стороне была, ребята в открытую вставали и свою точку зрения высказывали. Но наставник остался при своем мнении. Я же не пацан тогда был, мне уже за 30 перевалило. Понял, что больше Сурьянинов на меня не рассчитывает, а вскоре мне предложили стать старшим тренером группы подготовки резерва для команды «Торпедо».
Учился вместе
с великими
Начал возиться с пацанами. Арон Наумович Сорочкин, который тогда был председателем областной федерации футбола, сказал, что надо учиться. Я подал документы в школу тренеров при Московском институте физкультуры, сдал экзамены. И опять козни со стороны Александра Матвеевича: «Мы не будем сохранять зарплату Афанасьеву!». Благо, шум поднял председатель спортклуба «Торпедо» старейший горьковский футболист Николай Иванович Дунаев, и зарплату сохранили.
После окончания школы тренеров (к слову, в одной группе я учился с олимпийскими чемпионами Валентином Ивановым, Анатолием Ильиным, Борисом Татушиным) меня пригласили вторым тренером в дзержинский «Химик», который выступал по классу «Б». Старшим тренером тогда был Федор Павлович Елфимов.
Как сейчас помню: 1 апреля приехал на сбор, который команда проводила в Мукачево. Так началась моя тренерская карьера. А в 1965 году я стал старшим тренером. Уговорил я Федора Павловича не уходить, остаться помощником. Мы и третье место занимали, и четвертое. А в 1967 году проходил турнир, посвященный 50-летию Великой Октябрьской революции. В финале мы играли с горьковской «Волгой», которую тогда только приехал принимать Леонид Петрович Крылов. В итоге мы их 4:1 обыграли. Это кончилось тем, что сначала Крылов у меня Валеру Корнишина забрал в «Волгу», потом еще пять человек – вратаря Володю Федулова, защитников Александра Поповича и Валерия Володина, полузащитника Валерия Нестеркина, нападающего Владимира Афанасьева. Все парни были молодые, хорошо обученные.
В 1970 году появилось распоряжение спорткомитета СССР ликвидировать класс «Б». Чтобы сохранить команду, надо было войти в тройку, со всех остальных статус команды мастеров снимут. И мы занимаем третье место! На следующий год я узнал, что моего приятеля Владислава Борисовича Михайловского, который тренировал Ульяновск, сняли с работы. Я пригласил его в «Химик» вторым тренером. До этого мне с помощниками какое-то время не везло. Присылали из Москвы дельцов от футбола, которые, видно, думали, что в Дзержинске деньги лопатой гребут. Сначала Виктора Иванушкина, потом – Валеру Сальникова. Пришел он в горком партии, просит прибавку к зарплате «хотя бы рублей 150». А ему и говорят: «У нас старший тренер Афанасьев надбавку 60 рублей получает»…
Начали с Михайловским работать, естественно, соперники в классе «А» были серьезные, результаты уже были не те. И его сделали старшим тренером, а меня – начальником команды. Так мы вплоть до 1979 года отработали. Михайловского тогда убрали, возглавил команду Шляк. Не сложились у меня с ним отношения, год я так промучился…
Пригласили меня в «Волгу» старшим тренером, но это были очень тяжелые времена для горьковской команды, вопросы по ее содержанию перестали решаться, трудно было работать. Мои документы тогда лежали в Москве в очереди на работу за границей. Этими вопросами занимался тогда Анзор Кавазашвили. Я ему звоню, спрашиваю, как дела. Он отвечает: все в порядке, твои документы проходят. Но так и не сложилось…
Регламент един
для всех
Пошел я работать директором футбольной школы при заводе «Красное Сормово», который тогда содержал «Волгу». Год достаточно плодотворным получился. Сделал городской лагерь, решил вопросы с автобусом, с питанием для ребят. У Семена Гурвица было тогда в автозаводской ДЮСШ 24 тренера, а у нас – пять. Но при этом по общему зачету для всех возрастов мы стали первыми в области, а не они!
А спустя какое-то время мне предложили стать в «Волге» начальником команды. Сначала старшим тренером был Александр Щербаков, потом – Арсен Найденов. К сожалению, команда катилась вниз по наклонной… И в итоге прекратила свое существование.
Я же уехал в Череповец. Там тренировал команду Михайловский, он меня и позвал помощником, два года мы там отработали. Задачу попасть в пятерку второй группы класса «А» выполнили. Потом тем же дуэтом отправились в Махачкалу, в «Динамо».
Вернувшись в Горький, пошел работать детским тренером, четыре года возглавлял школу при «Химике».
В 2003 году я перешел работать в федерацию футбола Нижегородской области председателем контрольно-дисциплинарного комитета федерации и МФС «Приволжье». Являюсь им и по сей день, по сей день инспектирую матчи областного чемпионата. Врагов за эти 10 лет немало нажил (смеется). Вышел тренер из технической зоны – штраф тысяча рублей, нецензурное слово – штраф 7 тысяч, поднял руку на судью – 10 тысяч… А как я могу на это закрыть глаза? Регламент един для всех. Если кому-то прощу – цепная реакция пойдет. Конечно, понимаю тренеров и руководителей, которые на меня обижаются, ведь с деньгами у большинства любительских команд в областном чемпионате плохо. Но, с другой стороны, если на премиальные находят, значит, и на штрафы найдут.
Воспитанники
не забывают
С удовольствием вспоминаю своих воспитанников, которые стали не только хорошими футболистами, но и замечательными людьми. Если все их фамилии перечислять, газетной страницы не хватит. Из плеяды первых моих воспитанников в Дзержинске – Юра Бровкин, Саша Илларионов, вратарь Валя Зайцев, Костя Безмолников. Второе поколение – вратарь Володя Федулов, Саша Попович, Геннадий Силкин, Валерий Володин. Третье поколение – вратарь Андрей Сергеев, Салават Галеев, Женя Кошкин, каждый из которых по 10 лет отыграл, все стали мастерами спорта. А как не вспомнить Валерия Корнишина, Сашу Казаченера, Колю Фомина, Валеру Сурикова, Владимира Белякова, Георгия Князева, Владимира Афанасьева, который сейчас является президентом МФС «Приволжье». Со многими поддерживаем отношения, спасибо ребятам, что не забывают.
Конечно, слежу за тем, как сегодня играют «Волга», «Химик»… Знаете, спросил однажды у одного своего коллеги, очень известного в футбольных кругах нижегородского специалиста, почему он не ходит на футбол. Он так ответил: «Мне не интересно, потому что я там никого не знаю». Вот в чем главная проблема нашего футбола… Вот потому и посещаемость такая. Люди приходили раньше смотреть, как играют их дети, внуки, друзья, родственники. К сожалению, те времена ушли безвозвратно…
Записал Олег ПАПИЛОВ
P.S. Еженедельник «Футбол-Хоккей НН» и футбольный клуб «Волга» от лица всей спортивной общественности поздравляют Аркадия Петровича Афанасьева с юбилеем! Желаем вам, уважаемый Аркадий Петрович, крепкого здоровья, долгих лет жизни и новых свершений во благо нижегородского футбола!

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *