Новости спорта в Нижнем Новгороде. Нижегородские спортивные новости.
Актуально

Владимир Сидоркин: Играл в футбол с… Коноваленко

Владимир Сидоркин – еще один нижегородский футбольный самородок. Он прошел путь от дворовых команд Богородска до горьковской «Волги». Долгое время Сидоркин выступал за магнитогорский «Металлург», в составе которого стал обладателем Кубка РСФСР.
По окончании карьеры игрока Владимир Макарович нашел себя в тренерской работе, воспитав, к примеру, чемпиона мира среди юниоров Вячеслава Царева. А сейчас герой нашего интервью живет в родном Богородске и по-прежнему не мыслит себя без футбола.

Гоняли мяч –
на летном поле
– С футболом вы дружите с детства?
– У нас в Богородске ребятишки раньше в каждом дворе играли в футбол, и я не исключение. Помню, весной мы с нетерпением ждали, когда сойдет снег с летного поля на местном аэродроме, чтобы погонять там мяч.
– Раньше ведь зимой играли в хоккей, а летом – в футбол?
– В Богородске еще хоккей с мячом был очень популярен, но я с детства влюбился в футбол. С мячом всегда был «на ты», хотя никто меня не учил. Можно сказать, был футболистом-самоучкой. Жонглировать мячом мог, сколько угодно. Стометровку бежал за 11,2. Да и физически был крепким пареньком. Как-то с товарищем целый день играли в футбол… один на один. Вот это были нагрузки!
– А смотреть футбол любили?
– Чемпионат мира я впервые посмотрел по телевизору в 1966 году. До этого в основном слушал репортажи по радио. У нас, кстати, город всегда был футбольный. Много заводов, и при каждом была своя команда. В детстве ходил на матчи «Красного Знамени». В этом коллективе были свои «звезды». Юрий Беляков – центральный полузащитник, технарь от бога. Его даже на просмотр в столичное «Торпедо» приглашали. А еще выделялся Валентин Блинников – правый край, живчик такой, что не угонишься за ним!
«Красное Знамя» и «Спартак» в начале 60-х были лидерами богородского футбола. Они бились за то, кому из них играть на область. В итоге победили в этом споре красно-белые.
С матчей «Волги» домой возвращался под утро
– Когда в 1963 году была организована горьковская «Волга», ездили в областной центр на матчи мастеров?
– А как же! Ездил из Богородска на автобусе до площади Лядова, потом добирался до стадиона «Локомотив». Всеми правдами и неправдами, минуя конную милицию, попадал на игру и находил себе местечко на трибунах. Обратно автобус был уже только до Затона имени Жданова. А оттуда – пешочком до Богородска. Километров пятнадцать всего-то (улыбается). Возвращался домой только под утро. Вот так я любил футбол.
Еще вспомнился случай, как в 1961 году павловское «Торпедо» играло в рамках Кубка СССР с бакинским «Нефтчи». У павловчан тогда выделялся Валентин Водяницкий. Из Богородска меня с другом взяли на футбол местные мужики. Поехали мы на грузовой машине. А после матча взрослые дядьки «приняли на грудь» и… оставили нас в Павлове. Так и шли мы домой пешим ходом.
– Как произошел для вас переход из юношеского футбола во взрослый?
– На стадионе я буквально пропадал. Играл еще за свою школу. В девятом классе меня заметили и взяли в команду обувной фабрики. Я тогда собрал пацанов, и мы стали чемпионами города.
В 1966 году я окончил школу, а у меня мама работала на «Искоже». Директор этого предприятия по фамилии Фунин был большим любителем футбола. Он взял меня на работу, а вскоре организовал команду «Прогресс». Ее играющим тренером стал футболист павловского «Торпедо» Владимир Корнев. Он был нападающим таранного типа, да еще обладал ударищем с обеих ног. Мог вырасти в игрока типа Банишевского, Стрельцова или Красницкого. Но Владимира сгубило пристрастие к крепким спиртным напиткам.
Я играл за богородский «Прогресс», забивал голы и Выксе, и Павлову. Вот тогда меня и пригласили в павловское «Торпедо». Я сразу попал в основу. В сезоне 1968 года провел практически все игры за павловчан. Помню, как меня не щадили на тренировках местные футболисты. Лупили по ногам, будь здоров! Мол, мальчишка какой-то богородский в стартовом составе, а мы – в запасе сидим. Но сезон доиграл до конца, а потом меня призвали в ряды Вооруженных Сил.
– Где служили?
– В Горьком, в войсках ПВО. Там в районе больницы Семашко был огромный бункер под землей с самой сложной аппаратурой. Но нас, футболистов, это особо не касалось. Мы играли на первенство МВО вместе с Валерой Володиным, Володей Афанасьевым, Валерой Нестеркиным, Шурой Поповичем. Кстати, дважды становились чемпионами округа.
Голы забивал
в основном головой
– А в 1970 году вас пригласили в «Волгу».
– Весной я прошел с горьковской командой все сборы. Но, видимо, нагрузки оказались для меня слишком высоки, и целый месяц в начале сезона мне пришлось пропустить из-за болезни. А в «Волге» состав был: двадцать пять человек, и все достойны играть в основе. Вот это конкуренция! Лидером же команды был Шура Попович – футболист с большой буквы. Все же я поправился и провел в том сезоне тринадцать матчей за «волжан». А потом из-за разногласий с тренером Вениамином Петровичем Крыловым мне пришлось покинуть команду, и я уехал в Магнитогорск.
– Там вы провели несколько сезонов. Что запомнилось из этого этапа карьеры?
– Дерби с челябинским «Локомотивом». Защитник Тихонов, игравший в свое время за ЦСКА, тогда перешел в челябинский клуб. Он меня опекал персонально, а я все равно забил гол, сыграв на опережение, головой, в падении. И только падая, почувствовал удар по обеим ногам. Кстати, наверное, процентов восемьдесят своих голов я забил именно головой. Рабочая нога у меня была правая, но бил с обеих ног. Играл же и в нападении, и в центре, и на флангах.
– В «Металлурге», кроме вас, были еще нижегородцы?
– Со мной в Магнитке играл Володя Пресняков – воспитанник «Полета», выступавший потом за павловское «Торпедо» и дзержинский «Химик». Он, кстати, за «Металлург» больше всех забивал. Правда, исполнял все «стандарты» и пенальти бил без промаха. Я же умел упасть в чужой штрафной так, что судья обязательно указывал на «точку». А еще любил забивать, как говорится, «на протыке». Это тоже не каждому дано (улыбается).
– В клубы выше рангом вас приглашали?
– Звали в грозненский «Терек» (там зарплаты и премиальные были просто колоссальные) и в казанский «Рубин». Но я не стал никуда уезжать, так как уже думал о тренерской работе. Поступил тогда в институт в Челябинске. А еще в Магнитогорске у нас был вратарь Коля Гнилов. К нему приезжали гонцы из столичного «Торпедо», а он – ни в какую. Ну, я тогда им сказал: «Давайте я с ним договорюсь, а вы нас обоих возьмете». В шутку, конечно. Потом Гнилова в ташкентский «Пахтакор» еще приглашали, но Коля снова отказался. А вскоре команда из столицы Узбекистана попала в авиакатастрофу…
– Болельщики в Магнитогорске футбол любили?
– Любили, конечно, но ведь болельщики бывают разные. Помню, как-то на сборах один парень в самом расцвете сил стал называть нас, футболистов, прихлебателями. Ну, мы и взяли его с собой на тренировку. Он так на ней ухайдакался, что на вторую уже не поехал. Сказал, что берет свои слова обратно.
– Почему вы завершили профессиональную карьеру, когда вам не было еще и тридцати?
– Скорость стала падать, а для нападающего это катастрофа. Вот я и решил: пора заканчивать.
Заслуженным тренером не стал по стечению обстоятельств
– Как складывалась ваша тренерская карьера?
– Вернулся в Горький, начал работать детским тренером в ДЮСШ «Красное Сормово». Параллельно еще поиграл за кстовский «Нефтехимик», став в его составе двукратным чемпионом области. Запомнились, конечно, поездки в спортивный лагерь на Горьковское море. Уезжали с мальчишками на месяц, каждый день – по три тренировки. Возвращались в город, а ребят не узнать. Так они прибавляли! Не случайно и футболисты у нас такие вырастали, как Слава Царев, Валера Попович, Антон Хазов.
Помню, стали прыгать с ребятами в бассейн с семиметровой вышки. Мне самому-то было страшно, но мальчишкам же надо подать пример. Вот и сиганул я в воду с трамплина «солдатиком». И они за мной тем же «макаром». А потом Саша Фоменко подходит и говорит: «А можно я вниз головой попробую». Попробовал – получилось, потому что координация у него была природная. Не случайно Фоменко потом в мини-футбол играл на высоком уровне.
– Сами на футбольное поле уже не возвращались?
– Было дело, когда я ушел к Семену Наумовичу Шапиро в «Трудовые резервы». Были мы в этой команде с Валерием Аркадьевичем Зыковым играющими тренерами, выступали по первой лиге области. Помню, поспорили, кто больше голов забьет. Я выиграл (улыбается). А еще тренировал юношей. Мы тогда четвертое место в стране в соревнованиях общества «Трудовые резервы» заняли.
– Чем занимались в лихие 90-е?
– Вернулся в Богородск, где стал председателем кооператива по укладке асфальта. Пришлось даже иметь дело с рэкетирами. Дело закончилось тем, что я после удара по голове попал в реанимацию. Но, как говорится, все хорошо, что хорошо кончается. Бизнесмена из меня не получилось, зато вернулся в футбол. Толик Нефедов позвал в «Торпедо-Викторию».
– Работа с автозаводской командой приносила удовольствие?
– А как же иначе! Два года подряд мы становились чемпионами области, потом выиграли первенство России среди команд третьей лиги. А затем «Торпедо-Викторию» возглавил Назаренко. Мне места в его тренерском штабе не нашлось, и я пошел работать в интернат, к Александру Кульмячову. Задумка с интернатом была, безусловно, классная. Ребята из области жили там, учились, тренировались. Своих талантов у нас – море. Надо только с ними работать. Пока Кульмячову помогал Горьковский автозавод, «Торпедо-Виктория» пробилась в первый дивизион, в третьей лиге выступала «Торпедо-Виктория-2», а в Богородске – «Спартак-Виктория». Эта команда дважды тогда выиграла первенство области по второй лиге. То есть, была создана определенная пирамида. Но когда Александр Сергеевич остался без поддержки ГАЗа, все в одночасье рухнуло. Зачах, а потом и вовсе превратился в руины и стадион «Пионер», где играла «Торпедо-Виктория».
– Кто из тренеров оставил в вашей душе неизгладимый след?
– Василий Федорович Рыбакин, с которым я работал в Павлове. Он был очень тонким психологом, к каждому футболисту умел найти подход. Кого-то по головке гладил, а меня так раззадоривал перед игрой, что я выходил на поле и готов был «порвать» всех. Кстати, именно из Павлова меня дважды приглашали в сборную РСФСР, но Рыбакин не отпускал, ведь я был игроком основного состава «Торпедо».
– А правда ли, что в Павлове вы как-то на спор выиграли бутсы у самого Валентина Уткина?
– Было такое. После первого круга в 1968 году мы с ребятами поехали на Оку отдыхать. А тут как раз на родину приехал из ЦСКА Валя Уткин. Он тогда бутсы «Adidas» разнашивал. А я – в кедах. Ну, я ему и сказал, что тысячу раз мячом буду жонглировать, и он на землю не упадет. Валентин говорит: «Давай!». Ну, я свое слово сдержал. Он мне протягивает бутсы, а я ему – кеды. Но мы потом еще по рюмочке выпили, и я Вале бутсы вернул (улыбается).
– Владимир Макарович, вы ведь воспитали чемпиона мира среди юниоров Вячеслава Царева. Почему же так и не получили звание заслуженного тренера страны?
– Была одна неприятная история. Я ведь еще судил в свое время первенство города и области. И вот у Анатолия Нефедова команда играла с Обнинском. Я должен был судить эту игру, но меня вызвали на «летние олимпийские игры», проводимые в то время спортклубом «Красное Сормово», где и было мое основное место работы. В итоге автозаводцы выиграли – 4:0, но они уже вышли в финал, а гостям нужна была ничья. Вот и написали в итоговом протоколе – 1:1, расписались в нем за меня. Но ведь тайное всегда становится явным. В итоге в «Советском Спорте» вышла статья под названием «Бес попутал», главным героем которой сделали меня. Дело дошло до нижегородского кремля, куда меня вызывали. Затем созвали собрание в «Красном Сормове». Меня чуть с работы не выгнали! Анатолий Дмитриевич Нефедов потом извинялся передо мной, сильно переживал. Тем временем Слава Царев стал чемпионом мира, но звание заслуженного тренера после той истории мне так и не присвоили.
– Знакомством с какими людьми вы гордитесь?
– На Горьковском море познакомился с легендарным хоккейным вратарем Виктором Сергеевичем Коноваленко. Потом мы подружились, в бильярд любили играть. Я как-то раз был ближе к победе, но смазал решающий удар, а Виктор тут же два шара в лузу заколотил. И говорит мне: «Я в сборной СССР всех обыгрывал, а ты думал, что тебе уступлю?!». Потом мы вместе с ним за ветеранов в Выксу играть в футбол ездили. Диктор объявил его фамилию по стадиону, и такие овации Сергеичу устроили на трибунах!
А еще в Магнитке администратором у нас был Валера Постников: мячи надувал, форму выдавал. Но потом он ушел в хоккей с шайбой и добился больших успехов с магнитогорским «Металлургом». Говорят, Валерий Викторович до сих пор работает в структуре этого клуба.
– Сейчас вы в Богородске живете?
– Да, давно уже вернулся к родным пенатам. Работал с мальчишками. Дима Вершинин занимался у меня, потом он прошел школу «Спартака», играл за молодежку «Волги», а сейчас за дзержинский «Химик» выступает. Не так давно возглавил команду колхоза имени Кирова, что в селе Теряево. Успешно выступаем в первенстве Богородского района летом, а зимой принимаем участие в чемпионате Нижегородской области по мини-футболу. Так что без дела не сижу, чем могу, помогаю молодежи.
Беседовали Григорий ГУСЕВ и Сергей КОЗУНОВ

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *