Новости спорта в Нижнем Новгороде. Нижегородские спортивные новости.
Актуально

Валерий ОВЧИННИКОВ: Я мог гонять Талалаева, как угодно!

Прошло достаточно времени, чтобы забыть о том, что когда-то в нашем городе был футбол. Однако в памяти твердо обосновались события, которые перевернули футбольную жизнь на нижегородской земле.
Болельщики со стажем не ошибаются, когда утверждают, что грандиозный подъем пришелся на период истории, связанной с нижегородским «Локомотивом». Его придумал и воплотил в реальную жизнь руководитель ГЖД, настоящий фанат футбола Омари Хасанович Шарадзе. Его мудрость и колоссальная работоспособность, умение грамотно относиться к каждой жизненной ситуации позволили в очень непростых политичесПрошло достаточно времени, чтобы забыть о том, что когда-то в нашем городе был футбол. Однако в памяти твердо обосновались события, которые перевернули футбольную жизнь на нижегородской земле.ких и экономических условиях совершить подвиг. Да, создание футбольной команды, так необходимой для огромного города, что называется, на ровном месте – это сравнимо с совершением подвига.
А когда команду возглавил Валерий Викторович Овчинников, с первых дней стало ясно, что он взорвет сознание болельщиков, заставит поверить в себя, заразит всех футбольным вирусом. Так и произошло. Его «Локомотив» мчался вперед, стремительно набирал обороты от матча к матчу, собирая аншлаги на одноименном стадионе.
Спустя четверть века после этого ярчайшего события пришла пора забвения, сомнительных «менеджеров» и не менее ушлых тренеров с «катеначчо» в голове. Но сегодня о них даже не хочется говорить. Вспомним о тех, кто действительно дарил нижегородским болельщикам праздник. Как они живут? Чем сейчас занимаются? Что думают об удручающем положении дел сегодня?
А начнем, конечно же, с непревзойденного Валерия Викторовича Овчинникова, хорошо известного в футбольных кругах, как Борман. Он с удовольствием пообщался с нашим специальным корреспондентом – на все самые актуальные темы. Ну, конечно же, вспомнили былое…

До прихода Овчинникова здесь, тогда еще в Горьком, был футбольный вакуум, пустырь, бездорожье. Да, играли горьковчане в чемпионате СССР в классе «А». Но это было так давно – аж в середине прошлого столетия. Но во все времена любому крупному городу было престижно иметь свою команду в группе сильнейших. И большие руководители старались всеми правдами и неправдами способствовать этому. Чтобы народ ходил на матчи своих любимцев, видел воочию лучшие футбольные коллективы страны, радовался успехам.
… Он приехал в Горький к Омари Хасановичу Шарадзе, который изобрел велосипед под названием «Локомотив». Ни попросив и ни пообещав ничего, Валерий Викторович Овчинников сразу же взялся за дело. Потому что твердо знал, что делать и как. Это именно тот случай, когда говорят: пришел, увидел, победил.
Но сначала предстояла кропотливая творческая работа по подбору игроков. У каждого тренера есть свои футболисты, на которых он опирается в работе, которым доверяет. Но, понимая, что без местного колорита обойтись никак нельзя, Валерий Викторович начинает проводить рутинную селекцию и поиск горьковских талантов.
Так уж распорядилась судьба, что в конце восьмидесятых-начале девяностых годов прошлого века двадцатилетние ребята из автозаводской и сормовской ДЮСШ оказались очень одаренными. Не заметить их такой специалист просто не мог. Таким образом, наряду с приглашенными в «Локомотив» Рыбаковым, Гармашовым, Мирным,
Сучилиным, Пархоменко, Шанталосовым, Цилюриком, Гуляевым, Окуневым и пришедшими позже Калитвинцевым, Казаковым, Мухамадиевым, Липко, Гецко в «основе» играли и местные молодые дарования: Черышев, Горелов, Щукин, Егоров, Кузьмин, Кураев, Румянцев, Осколков, Герасимов, Быстров… Думается, только упоминание этих фамилий тронет за живое многих любителей футбола, кому сегодня больше сорока. Потому что для них «Локомотив» был той самой командой молодости нашей.
В сложнейшее для страны время Шарадзе и Овчинников сделали свое благородное дело. Они были творцами настоящего футбольного праздника. Команда играла так здорово, что притягивала к себе внимание десятков тысяч людей.
Мне посчастливилось быть пресс-атташе клуба в то самое время. Скажу вам честно, работать под предводительством Овчинникова, быть в постоянном контакте с ним – это огромный жизненный урок и приобретенный опыт. Это презент судьбы. Как много интересного он знает, как часто футболистам приводит жизненные примеры. Его знание дела, жизненный опыт, видение решения проблем для многих стали эталоном.
Говорить долго Борман никогда не любил, но уж если вставит словечко, так точнехонько в яблочко, и до всех доходит тут же. Он и шутит тогда, когда этого не ждешь. Человек никогда не теряется в любых ситуациях. Всегда знает, что ему нужно делать. Идет только своей непроторенной дорогой, творит, ищет, всегда что-то выдумывает. И у него получается.
Но при этом – человек отходчивый. Бывало, крикнет с утра и взглядом наградит суровым – всем доставалось, а при удобном случае, чаще всего на вечерней домашней тренировке, какую-нибудь байку вылепит, и напряжения как ни бывало! Все очень ценили такую оригинальную способность Бормана поддерживать нормальный рабочий микроклимат.
Овчинников сегодня часто приезжает в Нижний. Здесь у него отец, брат и лучший друг – Николай Иванович Козин. В этот раз Валерий Викторович говорил со мной на совершенно разные темы, и в своих ответах был как всегда краток, остроумен. Мне показалось, что по мере развития беседы он делал это все с большим желанием и интересом. Это и характеризует Овчинникова, как фанатика своего дела. Слушая его, понимаешь, что этот человек жить не может без футбола, что он верен ему и сейчас.

Сделать конфетку –
из того, что есть
– Я считаю, что делом надо заниматься серьезно, или не заниматься вообще, – в своем стиле начал Валерий Великий.
– Скажите, чем были для вас годы, проведенные в «Локомотиве»?
– Этот период лично для меня был периодом доказательства. Прорывался сюда я очень нелегко. Но когда приехал в Горький, мы встретились с Омари Хасановичем Шарадзе, с этого момента все и началось. Потом была поставлена задача – быть в пятерке, а мы вошли в первую лигу. Дальше так и продолжалось – играли, побеждали, поднимались вверх. Это был самый великолепный период в моей тренерской жизни. У человека не может быть 150 лучших отрезков в жизни. Вы посмотрите, у наших ведущих отечественных специалистов всегда была одна, максимум две команды, где они громко заявляли о себе. Для меня самая яркая команда – «Локомотив». Хотя и другие я вспоминаю с теплотой. У меня, как и у любого нормального человека, были свои грехи, ошибки, случались и измены игроков. Но на то мы и люди, а не святые.
– Вы верующий человек?
– Да. Сегодня Великий пост, и я его всегда соблюдаю.
– Валерий Викторович, вы сказали об изменах игроков. Это, наверное, самое страшное?
– Естественно, главное, чтобы было все без предательства. Ты можешь все понять, простить, но если тебя «слили» – это уже никогда не прощается. Как говорится, я зла не помню, я его записываю (улыбается).
– Чему еще научила футбольная жизнь, на что глаза открыла?
– В процессе работы ты не понимаешь своих недочетов. Оценка действий приходит позже, с возрастом, задним числом. Когда тебе сорок лет, ты лбом разбиваешь любую стену, а когда шестьдесят – становишься мягче. Ты уже осторожней, мудрей. И вот тогда ты оцениваешь свои действия в сорок. Размышляешь: что-то было не так, где-то надо было сделать иначе…
– Что-то изменилось в футболе с того времени?
– Для меня футбол – аксиома. Кто-то придумывает новую тактику, кто-то еще что-нибудь, но футбол – есть футбол. Поэтому ничего для меня глобально не поменялось.
– А вот скажите, нужен ли сегодняшней «Барселоне» тренер? Ведь и так все знают, что и как надо делать. Я услышал этот вопрос от соседского мальчишки. Мол, кого угодно туда поставь тренером – все равно итог один.
– Это только кажется, что можно без тренера. Когда одиннадцать человек на поле, надо работать над созданием психологической совместимости, надо добиться того, чтобы они уважали и понимали друг друга. И не надо забывать о том, что все они – личности со своим характером и со своими проблемами. Так что, это очень непросто – создать игровой ансамбль из отдельных исполнителей. Что касается такой команды, как «Барселона», то игроков там не воспитывают, а покупают за бешеные евро и доллары.
Вот взять пример Пети Быстрова. Его мы воспитали здесь, в «Локомотиве». И в 16-17 лет он у меня играл, а потом дорос до столичных «Локомотива» и «Динамо». Но старт задали ему мы. Сегодня все игроки покупаются. Что, трудно нормально укомплектовать «Волгу»? Надо купить трех-четырех квалифицированных футболистов, и проблема будет решена. Дайте денег!
У нас в «Локомотиве» стояла совершенно другая задача – сделать из того, что есть, конфетку. И никогда «покупки» игроков не стояли во главе угла.
Любить надо только женщин
– А Омари Хасанович когда-нибудь вам советовал что-то? Может, конфликты были?
– Он отличался от всех руководителей тем, что никогда не вмешивался в футбольные дела. Никогда не советовал. На моем веку я таких больше не встречал. Были те, кто пытался каждый раз подсказывать мне, но мы после расставались. Шарадзе хотел, чтобы был результат, и мы понимали, что это – главное.
– У вас был свой любимчик в команде? То есть, тот игрок, к кому вы были наиболее расположены, благосклонны что ли? Раскройте секрет.
– Любить надо только женщин (улыбается). В команде, на мой взгляд, не должно быть таковых. К каждому надо относиться реально, поскольку все игроки нужны для результата. Бывало такое, я, например, чувствовал, что без Горелова в такой-то игре просто нельзя. И ставил его в «основу», это, как говорится, шло изнутри.
– Викторыч, ну, ведь я-то работал в команде, с вами везде ездил и видел своими глазами, что Саша Гармашов и Витя Рыбаков немного больше остальных пользовались вашей добротой.
– И что? Да, я с ними больше шутил, фамильярничал, но и получали они ого-го! Этим весельчакам и доставалось больше других, поверьте мне. Самое главное – не злоупотреблять тренерским вниманием. Так что они мне не любимчики, а игроки, которые нужны и важны для команды.
– А что скажете про вашу знаменитую руку, которую перед выходом команды на поле непременно клали на плечо какого-то определенного футболиста: то Масляева, то Горелова…
– Это была моральная поддержка игрока, который мне нужен на поле. Как неписаное правило: через свою руку я передавал эмоции всему коллективу. Чисто мой вариант.
Всегда
идти вперед
– Давайте перенесемся в наши дни. Следите за выступлениями «Волги»? Как опытному специалисту, вам есть, что подсказать Талалаеву, который, кстати, у вас играл?
– Конечно же, я слежу за всем. И все понимаю. Но лезть туда, советовать никому не хочу. У меня свое видение футбола. Однако моя позиция сегодня такова: я желаю главному тренеру нижегородцев вырваться из этой сложнейшей ситуации. А советы давать – дело никакое. Сегодня Талалаев тренирует команду, он сам знает, что надо делать. Ему и отвечать. Вот, когда он был моим игроком, я мог гонять его, как угодно…
– Валерий Викторович, а сами вы на чей тренерский опыт ориентировались?
– После окончания Высшей школы тренеров я поехал работать в кировское «Динамо». Команда под моим руководством вошла в первую лигу чемпионата СССР. Когда добивался результатов, много контактировал с другими тренерами первой лиги. Знакомился с ними, смотрел на их работу и брал себе то, что считал полезным. А вот кумира, как такового, у меня не было.
Я слежу за работой очень многих специалистов: Слуцкий добивается результатов, Бердыев – тоже. У Капелло были успехи, но в России не получилось – что ж, такова тренерская работа, судьба. Великолепные тренеры Романцев, Семин. Они выдали такой результат «Спартаку» и «Локомотиву», что дай бог каждому. Но футбольная жизнь такова, что в другой команде повторить то же самое получается далеко не всегда.
– Вы по натуре победитель. Всегда знаете, что добьетесь нужного результата?
– Я не знаю, добьюсь ли я результата, но твердо знаю, что надо всегда идти вперед. И этого никогда не боялся. Знаю, что надо делать. Этому научила меня жизнь.
– Расскажите о своей семье.
– Мама была бухгалтером, отец – военнослужащим. Футбол – это мой выбор. Жена, дочь и внучка постоянно проживают в Эстонии.
– У вас есть друзья?
– Да. Но их, как известно, много не бывает. Есть две-три семьи, с которыми мы дружим больше двадцати лет. Они не из футбола. И еще мой давний друг – известный нижегородцам Николай Иванович Козин. Вообще, у меня со многими хорошие, добрые, ровные отношения. Футбол – футболом, а жизнь – жизнью.
Без политики ничего
не бывает
– Летом собираетесь во Францию на Евро-2016?
– Еще не решил. Маловероятно. Скорее всего, буду дома смотреть по «ящику» за чашкой кофе.
– На ваш взгляд, шансы у нашей сборной есть?
– Считаю, что Слуцкий сделал очень важное дело – вывел команду на европейское первенство. И само участие здесь – это большой успех. Мы заявили о себе. А там, как бог даст. О шансах и прогнозах никогда не любил говорить. Понятно, что Англия – фаворит группы, а дальше будет драка за второе место. В футболе все зависит от подбора игроков, от их духа. Что называется, здесь и сейчас.
При этом не надо забывать, что футбол везде развивается – в Австрии, Исландии, Албании, Бельгии, Венгрии, Словакии, и с каждым соперником все сложнее становится играть. Маленькие государства или большие – не важно.
– Раз уж разговор зашел о международных футбольных делах, хочу спросить о недавних выборах нового президента ФИФА. Им стал Инфантино, за которого, кстати, голосовал РФС. В связи с чем два вопроса. Первый: будут ли когда-нибудь крымские команды участвовать во всероссийских соревнованиях (то есть, легализует ли их УЕФА); второй: как вы относитесь к введению видеоповторов в футболе, которые Инфантино давно хочет внедрить?
– По Крыму, думаю, все будет узаконено, и команды полуострова станут участвовать во всех турнирах. Только процесс этот займет немало времени. Понятно, что все это политизировано и сделано из-за санкций. Так что, не скоро. А по второму вопросу скажу так. Мир движется в сторону современных технологий, поэтому к видеопросмотрам тоже придут. Но, на мой взгляд, они не нужны. Футбол – это, как я уже говорил, аксиома. Он такой, какой он есть. Да, имеют место быть судейские ошибки, влияющие на ход матча, на его результат. Но это всю жизнь было – и двадцать лет назад, и сто. Понятно, что вывод напрашивается сам собой: либо качественно улучшать подготовку арбитров, либо внедрять электронику. Думаю, скорее произойдет второе.
– Да, спорт сильно замешан с политикой. А что вы можете сказать о допинговых скандалах, обрушившихся на нас в последнее время?
– Ну, тут и спорт, и политика, и пятое-десятое. Препарату мельдоний больше тридцати лет. Если его ввели в реестр запрещенных с 1 января этого года, тогда надо знать время вывода его из организма. Я слышал разговоры о двух часах, о 24 часах и о ста десяти (!) сутках. Возможно, понадеялись на русский авось. Но когда в 2014 году началась атака на этот препарат, надо было драться за него, если он не является анаболическим. А если он все-таки допинговый, запрещать прием стоило за полгода, чтобы посмотреть, как он будет выводиться из организма спортсмена.
Спорт – это большая политика. И запомните, в жизни ничего без политики не бывает. Вот и все.
Не «за бабками»
ехать
– Вы – разносторонний человек и очень интересный собеседник. А как проводите свободное время, что читаете, смотрите?
– Часто, что называется, сижу в Интернете, читаю все, что мне интересно. Смотреть люблю «Наш футбол». В общем-то я в курсе всего происходящего вокруг. Сам работаю в руководстве таллинской «Левадии».
– А какие фильмы любите, каких актеров?
– Мне очень нравится кино на военную тематику. Да многие фильмы хороши, в которых играют сильные актеры. Это как в футбольной команде: есть хорошие игроки, и это всем нравится. Вы помните Юру Калитвинцева? Так вот, тогда все шли на стадион «Локомотив» посмотреть на его великолепный футбол. Так и в кино. На тех актеров, которых любишь, само собой, будешь ходить и смотреть. Они даже «мыльный» вариант могут поднять на высокий уровень.
– Валерий Викторович, в завершении нашей беседы хочу задать гипотетический вопрос, который интересует многих в нашем городе. Представьте, что губернатор скажет вам завтра: «Валерий Викторович, принимайте «Волгу» и выводите ее в премьер-лигу к 2018 году!» Пойдете на это, рискнете?
– Ну, для начала сразу скажу, что такого не произойдет, и ваш губернатор ничего мне не предложит. Но кто бы ни пришел в «Волгу», задача должна быть только одна – вывести команду на высочайший уровень российского футбола. Другой задачи для Нижнего Новгорода и быть не может.
Справлюсь я с такой задачей или нет? Это зависит от многих компонентов. С кем справляться? Когда справляться? Давайте рассуждать: 2016-й футбольный год, считай, закончился. Остаются два сезона: 2016-2017 и 2017-2018. Всего два! В следующем сезоне команда должна уже реально заявить о себе и претендовать на место в «вышке». Если не получится сразу выйти в премьер-лигу, бог с ним. Есть еще один сезон – 2017-2018. Вот тогда «Волга» должна быть в классе сильнейших. Как? Времени почти нет, чтобы совершить этот рывок. Нужно такую работу провести, столько перелопатить… И хотя поезд почти ушел, запрыгнуть в последний вагон еще можно. Только при условии, что не будут ставить палки в колеса. Если все объединятся общей целью, начнут помогать, то ее вполне можно добиться. И еще один момент. Надо, чтобы тренер пришел работать, выполнять задачи, а не просто за «бабками» заехал. Тогда точно ничего не получится.
В заключение, пользуясь случаем, хочу сказать пару слов болельщикам, которые помнят мою работу в «Локомотиве». Спасибо вам и дай господь здоровья!
Беседовал
Александр ЮНАНОВ,
пресс-атташе «Локомотива» (1989-1993 гг.)
Очень жаль, что сейчас в Нижнем Новгороде нет харизматичного специалиста, тренера-победителя, а всем процессом «рулит» бывший пятиборец Дмитрий Сватковский. Кто только уже не говорит о «результатах» его кураторства над спортом, но воз и ныне там.
Парадоксально, но в те голодные годы, когда разваливался Советский Союз, Шарадзе сделал невозможное – создал команду, выбрав отличного тренера, и у нас в городе был достойный футбол. А сегодня, в ХХI веке – пустые трибуны! Это и неудивительно: игра команды «Волга» в ее нынешнем виде не может зажечь болельщицких сердец. А болельщики, осознавая это, не так давно организовали крупномасштабную акцию «Сват нам не брат», обратившись с открытым письмом к господину Мутко с просьбой разобраться с такого рода «кураторством». Обычно, человека, не справляющегося с возложенными на него обязанностями, снимают с должности. А тут получается, что Сватковский – непотопляемый. Прямо как Чубайс. Все всё прекрасно понимают, только повлиять не могут. И футбола нет – это уже, как само собой разумеющееся…
В одном из следующих выпусков нашего еженедельника мы опубликуем интервью с еще одним знаковым для нижегородского футбола человеком – заслуженным тренером Российской Федерации Николаем Ивановичем Козиным. Он ответит на многие вопросы – о своей работе в «Локомотиве» и не только. Будет очень интересно!

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *