Новости спорта в Нижнем Новгороде. Нижегородские спортивные новости.
Актуально

Магомед АДИЕВ: «Волгу» должны были проходить

Бывают такие футболисты, которые постоянно нарываются на конфликты в клубах, будь то с главным тренером, партнерами по команде или даже с болельщиками. Бывают и те, которые просто приходят на тренировку, честно отрабатывают ее, после чего возвращаются домой. А бывают и такие, которые очень быстро становятся своими практически в любом коллективе. К их числу смело можно отнести и Магомеда Адиева. Он пришел в нижегородский футбол в 2009 году, но даже спустя 8 лет, до сих пор, с особой теплотой вспоминает времена, проведенные в нашем городе.
Наш звонок застал Магомеда Мусаевича… в Нижнем! Разумеется, такую возможность для общения упускать было просто нельзя.

Дважды
в одну реку
– Магомед Мусаевич, если не секрет, по какому вопросу приезжали в Нижний Новгород?
– Приезжал навестить друзей. Да и уладить кое-какие моменты по бизнесу было необходимо. В этот раз совместилось приятное с полезным. А вообще, я нередко приезжаю к вам в город. У меня осталось здесь много друзей, и когда они приглашают на свадьбы или другие мероприятия, то стараюсь приезжать. На протяжении последних трех лет, когда я работал в грозненском «Тереке», наведываться сюда чаще было довольно проблематично. А сегодня я живу в Москве, и такие возможности появились.
– Вы ведь в данный момент находитесь вне футбола?
– Если можно так сказать, я безработный (смеется). Как и многие наши тренеры.
– Почему завершились ваши трудовые отношения с «Тереком»?
– Руководство клуба решило приостановить деятельность команды «Терек-2», в которой я был главным тренером. После этого мне предложили возглавить академию футбола «Терека», но, взвесив все «за» и «против», я не согласился.
– Вы начинали игровую карьеру не в родном Грозном, а в Ингушетии. Это связано с теми печальными событиями, которые развернулись на территории Чеченской республики в те годы?
– Это было еще до тех событий, но уже тогда, что называется, конфликт назревал. А я был молодым парнем, и когда учился в 10 классе, оказался в команде из Ингушетии. Так получилось, что ее возглавил мой детский тренер, который и позвал с собой. Правда, это была вторая лига, а не первая, где играл «Терек». Но пробиться в него было очень проблематично.
– Первый раз в «Тереке» вы оказались в 2004 году, когда команда вышла в элитный дивизион. Но уже по окончании сезона покинули ее. Почему?
– Действительно, в тот год мы не только вышли в премьер-лигу, но и выиграли Кубок России. А я, несмотря на малое количество игрового времени, стал вторым бомбардиром в команде. Но я не видел смысла оставаться в ней дальше, пусть и в премьер-лиге, так как хотел больше играть. Я поговорил с руководителями клуба, но они мне не дали гарантий на этот счет. А мое футбольное кредо всегда было таковым: я хотел как можно больше времени проводить на футбольном поле.
– Тем не менее, спустя два годы вы снова вернулись в «Терек» и провели там пару сезонов. С тех пор что-то поменялось?
– В первый раз из Грозного я ушел в чемпионат Украины и провел там два замечательных сезона. Играть против таких команд, как донецкий «Шахтер» или киевское «Динамо» – это запредельная мотивация. Мне удалось забить немало мячей, несмотря на то, что играл не «чистого» форварда. А затем руководство «Терека» настояло на моем возвращении, инициатива шла от чеченского клуба. К тому же главным тренером в команду пришел Александр Тарханов, и он тоже был заинтересован во мне. Кроме того, для любого чеченца дом – есть дом. Я подумал, что мое возвращение пойдет только на пользу.
– У вас ведь не задалось во второе пришествие?..
– Да, я потом пожалел, что вернулся. Мне давали одни гарантии, а получилось совсем наоборот. Когда мы вернулись в премьер-лигу, у нас сменился тренер. С новым наставником, как и с футбольными руководителями тех времен, я не находил общего языка. Думаю, что с профессиональной точки зрения мне не стоило возвращаться…
– А, кроме «Терека», еще предложения были?
– Когда я играл за украинский «Кривбасс», предложений было немало, в том числе из России.
В футбол
вернул Егоров
– Как состоялся ваш переход в ФК «Нижний Новгород»?
– После «Терека» у меня вообще не было желания играть, несмотря на несколько предложений. Звали во Владивосток и в один из клубов Азербайджана. Причем условия там предлагали очень неплохие. Но на тот момент я уже решил: заканчиваю карьеру. Однако потом мне позвонил Игорь Егоров и настоял на том, чтобы я приехал в Кисловосдк на предсезонный сбор. Сказал, что мое время повесить бутсы на гвоздь еще не пришло. Я приехал, и действительно спустя буквально неделю, проведенную на сборах с ФК «НН», вновь окрылился, мне снова захотелось играть в футбол! В «Нижнем Новгороде» царила отличная атмосфера: все было по-домашнему, по-доброму. Я много где играл, но нигде не видел такого микроклимата. Тогда и решил: еще немного поиграю!
– Все игроки тех лет говорят про фантастическую атмосферу. В чем же фишка?
– Действительно, так и было! Положительная энергия шла от руководства в первую очередь. Оно задавало тон всему процессу. По приезду со сборов в Нижний мне предстоял разговор с президентом клуба Алексеем Липовичем Гойхманом, но я уже тогда знал, что какие бы условия мне ни предложили, я останусь здесь! Пообщавшись с президентом, в этом лишний раз убедился. Лично для меня Гойхман остается лучшим президентом, с кем я работал. У нас до сих пор очень теплые, можно сказать, родственные отношения. К нему можно было смело подойти со своими проблемами, как игровыми, так и бытовыми. Он всегда выслушивал и помогал. Поверьте, мне есть, с чем сравнивать.
– Закончили карьеру вы именно будучи игроком ФК «НН». Давайте вспомним тот момент: матч против подольского «Витязя», вас меняют после первого тайма, и все, вы – больше не профессиональный футболист. Какие мысли тогда были?
– Как любой человек, который понимает, что это происходит в последний раз, я испытал некоторую грусть. Тот момент тронул мое сердце. Тем более, я всю жизнь посвятил футболу, и каждый выход на поле приносил массу положительных эмоций. Я помню этот момент, как сейчас. Причем эмоции нахлынули уже в последние минуты тайма. Это тяжелое событие для каждого профессионального футболиста. Но все в этой жизни имеет начало и конец, и каждый спортсмен через это рано или поздно пройдет.
– Команда вам какие-либо проводы не устраивала по этому случаю?
– Команда – нет. Но Алексей Липович хотел устроить мне прощальный матч. Я, понятное дело, всячески от этого отказывался. Не считал себя большим футболистом, чтобы принимать такие почести. И правильно сделал. Хотя, не скрою, был крайне тронут этим предложением.
– Тем не менее, без внимания вас не оставили. Уже в следующем сезоне вы вошли в тренерский штаб ФК «НН».
– Да! И за это я тоже очень признателен руководству.
Главным тренером сделал Гойхман
– В штабе ФК «НН» вы работали в качестве тренера нападающих. Получается, что футбольная реинкарнация Александра Тихоновецкого, ставшего в том сезоне одним из лучших бомбардиров лиги, – ваша заслуга?
– (Смеется). Я думаю, что это слишком громко сказано. Мы до сих пор шутим по этому поводу. Мне говорят: «Мусаевич, если б не ты, Тихоновецкий столько бы не забивал». Они с Романом Монаревым, с кем я работал непосредственно, были уже зрелыми футболистами, которые всего на год-два младше меня. Вряд ли я мог их чему-то принципиально новому научить. Они и без меня были очень квалифицированными игроками, и это, в первую очередь, их личная заслуга.
– Однако тот же самый Тихоновецкий, перейдя во владикавказскую «Аланию», так и не смог проявить себя…
– Каждый футболист должен найти свою команду. Думаю, что ФК «НН» – это и была команда Тихоновецкого. У нас ведь тогда был один из самых низких бюджетов в ФНЛ, а команда показывала классную игру. И даже в эти сложные моменты, связанные с нехваткой средств, у нас было единение. И в этом огромная заслуга Алексея Гойхмана и Игоря Егорова. Они – большие фанаты своего дела, любят футбол безумно. Сегодня часто приходится видеть, как президенты клубов лезут в дела команды, говорят тренеру, кого нужно ставить в состав, а кого не надо. А вот Гойхман ни разу в жизни не позволял себе подобного. Да, он мог высказать свое мнение, но, выслушав тренера, принимал его сторону. Очень дорогого стоит, когда каждый человек занимается тем, в чем он является профессионалом.
– После «Нижнего» вы перешли работать в «Волгу» – главным тренером молодежного состава. Это было связано с тем, что вы хотели попробовать свои силы в самостоятельной работе?
– Ни в коем случае! Я вообще не хотел туда переходить и всячески от этого отказывался. Но тут опять же в моей тренерской судьбе большую роль сыграл Алексей Гойхман. Когда он перешел в «Волгу», то вызвал меня, посадил напротив и спросил: «Хочешь ли ты в будущем работать главным тренером?». Я ответил что-то вроде: «Возможно, когда-нибудь, да, хочу». И тогда он сказал, что если такие мысли есть, то начинать нужно уже с этого года. Я говорил, что нет, мне еще рано, что я только закончил играть и не готов к миссии главного тренера. Но он был непреклонен: «Если хочешь работать главным, то учись на своих ошибках. Вот иди и ошибайся!». Сейчас я понимаю, что это было правильное решение, но тогда принять его было крайне сложно.
– Ваше возвращение в ФК «НН» состоялось в 2012 году, когда команда, состоявшая из 14 человек, боролась за выход в РФПЛ. Объясните этот феномен?
– Опять же мы возвращаемся к тому, что в клубе было единение и командный дух. «Нижний Новгород» это всегда отличало от других команд: чтобы ни происходило, сколько бы игроков в команде ни было, мы всегда держались друг за друга, как игроки, так и тренеры.
– Однако выйти в премьер-лигу вам тогда не удалось. Команда остановилась в шаге… Не считая стыковых матчей с «Волгой», что в первую очередь предопределило этот результат?
– Матч в Москве против «Торпедо». Мы тогда крупно проиграли. Почему-то игра у нас не задалась. А что касается тех стыковых игр… Могу с уверенностью сказать, что «Волгу» мы должны были проходить! Забей Матия Дворнекович один из двух своих нереализованных моментов, и «Нижний» оказался бы в элите российского футбола. Нам катастрофически не повезло. На тот момент у «Волги», не побоюсь этого слова, не было команды. Имелся лишь набор индивидуально неплохих футболистов. Взять хотя бы Илью Максимова, который за счет своих индивидуальных действий забил два мяча в первой стыковой игре и предрешил исход всего противостояния. Но что касается командных взаимодействий, «Нижний» определенно был сильнее.
– После игры Дворнековичу не «пихали»?
– Конечно, нет! Мы всегда поддерживали друг друга, никогда никого индивидуально не осуждали. Вина поражения лежала на всех – и на тренерском штабе, и на игроках.
Беседовал
Николай ПАРАМОНОВ

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *