Новости спорта в Нижнем Новгороде. Нижегородские спортивные новости.
Актуально

Николай КОТОВ: Голы люблю забивать с детства

Форвард богородского «Спартака» Николай КОТОВ – прирожденный бомбардир. В минувшем сезоне нападающий красно-белых и сын одного из руководителей команды Александра Николаевича Котова внес весомый вклад в победу своего коллектива в чемпионате области, хотя времени на поле в силу объективных причин провел не так много.
Помимо этого, сейчас Николай играет большую роль в воспитании подрастающего поколения богородских футболистов, тренируя самых маленьких.
Но сегодня мы решили поговорить с форвардом не только о современном этапе его карьеры, но и вспомнить футбольную биографию, которая на стыке веков начиналась в великом московском «Спартаке»

Родился с генами футболиста
– Если брать во внимание, что родились вы в семье футболиста, надо полагать, что с раннего детства к футболу пристрастились?
– По всей видимости, я уже родился с генами футболиста, поскольку папа мой, Александр Николаевич Котов, также всю жизнь был тесно связан с футболом. Даже в семейном архиве есть фотография, где я совсем маленький, несколько месяцев отроду, уже играю с мячом. Когда папа сам играл, он всегда брал меня на матчи. Я рос, и он всегда был для меня примером.
Я помню себя лет с шести-семи. Раньше ведь ни сотовых телефонов не было, ни планшетов, ни компьютеров… Раньше у всех мальчишек одна игрушка была – футбольный мяч. Наша семья жила недалеко от футбольного поля, а мы с ребятами с утра собирались летом и до позднего вечера играли. Домой забегали лишь для того, чтобы подкрепиться – супчику маминого откушать (улыбается). Совмещал уличные футбольные баталии с тренировками в футбольной ДЮСШ родной Ворсмы. Вот так, собственно, и проходило мое детство.
– Были успехи у вашей ворсменской команды на детско-юношеском уровне?
– Если честно, мне другое вспоминается – я всегда, с раннего детства, много голов везде и всегда забивал. Чуть ли не каждую игру по четыре, по пять мячей… А чтобы мы ворсменской командой что-то выигрывали… Нет, тогда нижегородские команды были посильнее.
В 1998 году покойный ныне Андрей Борисович Реутов, который тогда тренировал команду «Сормово», считавшуюся сильнейшей в Нижегородской области по нашему возрасту, увидел меня в игре и пригласил к себе. Получилось так, что мы почти сразу поехали играть товарищеские матчи со сверстниками московского «Спартака», и после двух спаррингов я приглянулся тренеру красно-белых. Тот и позвал меня в школу «Спартака». Тогда мне было 14 лет. Вот так с 1999 года по 2003-й я воспитывался в одной из самых лучших футбольных школ страны.
Самедов, Поргребняк
и Торбинский никогда
не «звездили»
– Что запомнилось из того времени?
– Запомнилось, что каждый год тренеры менялись. За четыре года у меня сменились четыре тренера – каждый сезон был новый. Все дело в том, что перед командой «Спартак» любого возраста всегда стояла только одна задача – занять первое место в любых соревнованиях. Но так получалась, что наша команда «1985 года рождения» в чемпионате Москвы из года в год становилась второй. И каждый раз за этот «неудовлетворительный» результат тренера убирали, ставили другого. На следующий год ситуация повторялась… Только к одному наставнику привыкнешь, к его требованиям, а его уже нет.
Но у меня, считаю, со всеми наставниками были хорошие отношения. С 16 лет я уже привлекался в молодежную команду «Спартака», куда собирали лучших воспитанников со всей страны. Мы выступали по третьей лиге, в зоне московского региона. В этой команде я играл вместе с такими известными сейчас на всю страну футболистами, как Александр Самедов, Дмитрий Торбинский, Павел Погребняк.
Была у меня с самого раннего детства мечта – играть за московский «Спартак». Но волею судьбы всю свою жизнь связать со «Спартаком» московским не получилось, зато были потом два других «Спартака» – ворсменский и богородский (улыбается).
– В московском «Спартаке» по юношам тоже всегда играли на позиции форварда, тоже всегда много забивали?
– В команде «1985 года рождения» я играл под нападающими, а в молодежной команде меня тренеры использовали в качестве «наконечника копья». Но всякие случаи имели место. Помню, играли мы против очень сильной командой ФШМ, и в ее составе был очень сильный нападающий. Наш тренер, зная о таких моих качествах, как неуступчивость, стремление «вгрызаться» в каждый мяч, поставил меня играть против этого форварда в опорную зону. Как сейчас помню: даже играя на этой позиции, мне удалось отличиться и забить победный гол – мы выиграли со счетом 2:1. В то же время и нападающему соперника не позволил ничего сделать у наших ворот.
– Вы уже назвали имена хорошо известных ныне футболистов, с которыми начинали в школе «Спартака». Они еще тогда, когда мальчишками были, выделялись среди своих сверстников, были ярче и круче остальных?
– Да, уже тогда выделялись и были лидерами в своих командах. Паша Погребняк как тогда много забивал, так в зрелом возрасте продолжил это делать. И Саша Самедов был лидером. Вот сейчас все воспринимают его, как правого атакующего полузащитника, и тогда он на этой же позиции действовал, «разрывал» свой фланг.
– А по своим человеческим качествам что эти ребята из себя представляли? «Звездной болезнью» не страдали?
– И в помине этого не было! Даже спустя много лет мы встречались, общались. С тем же Торбинским – после того, как он стал бронзовым призером чемпионата Европы в составе сборной России. Как был простым парнем, безо всяких там «понтов», так им и остался. Мы одного возраста с Сашей Алиевым, который играл за киевское «Динамо», московский «Локомотив». Недавно с ним виделись, тоже тепло пообщались. А когда увиделись в Ростове с Артемом Дзюбой, он сразу меня узнал, очень обрадовался встрече.
Надо было
перетерпеть
– Почему у вас карьера не задалась в «Спартаке» после того, как из молодежного футбола надо было переходить во взрослый?
– В начале «нулевых» годов неразбериха началась в клубе, много легионеров стало приезжать в «Спартак», а на свою молодежь руководители не рассчитывали. Я понимал это, поэтому уехал сам. Возможно, надо было чуть-чуть переждать, перетерпеть. Некоторые из тех ребят, которые остались (в основном это были местные, москвичи, поскольку иногородние почти все разъехались), чуть позже получили свой шанс, когда «Спартак» возглавил итальянец Невио Скала. Именно он спартаковскую молодежь стал «подтягивать» к основе. Что ж, у каждого своя судьба, и ни о чем не стоит жалеть.
Потом я пробовал себя в первой лиге – в «Лисме-Мордовии», были и команды второй лиги. Но травма спины помешала моей карьере в большом футболе. В 18 лет я перенес операцию по удалению межпозвоночной грыжи. Когда начинались сильные нагрузки, спина просто не «держала».
В той же «Лисме-Мордовии» я прошел предсезонные сборы – вот после них-то спина и не выдержала. Пришлось делать операцию…
– После этого вы поиграли за нижегородские команды…
– Когда мечта закрепиться в московском «Спартаке» рухнула, мне хотелось играть только на родной земле в профессиональной команде. Тогда сформировался ФК «Нижний Новгород», который заявился в третью лигу, и я оказался там. Потом перешел в дзержинский «Химик». С этой командой завоевал золотые медали третьей лиги, стал лучшим бомбардиром команды. Нам присвоили звания мастеров спорта! А в следующем году уже заняли шестое место во второй лиге.
Прошлогоднее чемпионство далось тяжелее
– А потом судьба вновь свела вас со «Спартаками». Вы поиграли за родной ворсменский «Спартак» в чемпионате области, но наверняка самые яркие воспоминания связаны с другим «Спартаком» – богородским, в составе которого дважды становились чемпионом области. Какое чемпионство больше запомнилось – то, первое в 2011 году, или «золото», завоеванное в минувшем сезоне?
– В 2009 году в середине сезона мы вместе с папой пришли в богородский «Спартак». Он – в качестве главного тренера, я – в качестве нападающего. Команда на тот момент находилась на самом дне турнирной таблицы, но за второй круг мы сумели подняться на шестое место!
«Спартак» в тот момент был скомплектован в основном из местных ребят – в межсезонье пришлось усилиться, пригласить ряд иногородних футболистов, чтобы добиться результата. В итоге в 2010 году Богородск взял «бронзу» областного чемпионата, а уже на следующий год завоевал чемпионский титул. Успех этот был не случаен, команда шла по нарастающей, прогрессировала.
Но для меня лично сложнее далось прошлогоднее чемпионство. Дело в том, что, начиная с 2012 года, когда мы с папой покинули Богородск, я по большому счету нигде в футбол не играл. Была попытка выступать за павловское «Торпедо», но тот сезон я никак себе в актив занести не могу. После операции на плече, без предсезонной подготовки, трудно было проявить себя, тогда ничего не получилось.
А в апреле прошлого года, когда в богородский «Спартак» пришли Александр Николаевич Котов и Владимир Васильевич Ананьев, я решил возобновить выступления в этой команде. До чемпионата оставался всего месяц, и процесс ее комплектования начался практически заново. Пришлось «притираться» друг к другу, заново налаживать игровые связи. «Вкатывались» в сезон тяжеловато, но даже при посредственной игре на старте удавалось добиваться результата. Владимир Васильевич Ананьев продолжал верить в нас и всегда говорил, что скоро команда обязательно прибавит и будет не только побеждать, но и играть в очень красивый комбинационный футбол. Так оно и произошло. Когда сыграли последний матч сезона в Суперкубке области против пешеланского «Шахтера», честное слово, не хотелось, чтобы этот сезон заканчивался, хотелось продолжения этого футбольного пиршества, настолько все ребята были на подъеме.
Кумирами были Цымбаларь и Веретенников
– Откуда у вас такое голевое чутье? Вот смотрю на вашу статистику в богородском «Спартаке»: в 2009 году – 13 забитых мячей за один только второй круг, в 2010-м – 18 голов в 21 матче, в 2011-м – 16 мячей в 19 играх… Это дар врожденный, или же за счет труда, за счет тренировок и работы над собой удавалось таких результатов добиваться?
– Наверное, и то, и другое имеет место быть. Ну, люблю я голы забивать, что с этим поделать (смеется). А работать над собой я любил с детства. Любимый мой футболист был – Илья Цымбаларь. Сам-то я правша, а он – левша. И я начал учиться играть левой ногой, когда во дворе с ребятами футбольные баталии устраивали. Подражать старался во всем Цымбаларю – его финтам, замахам, и все это делал исключительно левой ногой.
А другим моим любимым игроком был Олег Веретенников из волгоградского «Ротора». У него был очень сильный дальний удар. И я, стараясь его освоить, брал мяч, отходил от ворот метров на 20 и лупил по ним изо всей силы. Причем именно с левой ноги. И к тому же не в футбольный ворота, а в маленькие, в хоккейные. Сетки в них не было. Попал, не попал – все равно бежать за мячом. Потом раз за разом возвращался и снова бил, бил, бил… Думаю, эти мои труды не пропали даром.
– А какие голы в памяти отложились?
– Вспоминается 2011 год. Богородский «Спартак» в концовке сезона играл против павловского «Торпедо», и нас тогда, чтобы стать чемпионами, устраивала ничья. Вышел я на замену за пять минут до конца матча и забил гол, который, как выяснилось, стал «золотым».
– Кстати, и в минувшем сезоне вы порой выходили на замену всего на несколько минут, но при этом умудрялись не уходить с поля без гола…
– Было такое. В Дзержинске произошел забавный случай. Там я появился на поле в начале второго тайма при счете 0:0. Вышел с травмой ахилла и никому об этом не сказал. Основательно разминался, готовился к выходу. А спустя несколько минут после того, как вступил в игру, откликнулся на заброс мяча, резко ускорился и в этот момент почувствовал, как этот мой ахилл растягивается – дернул его в очередной раз. В итоге добежал до мяча, обыграл защитника, вратаря и забил гол. Кричу тренерам, показываю жестами, что нужна замена.
Они начинают готовить замену, и тут снова идет наша быстрая атака, снова следует заброс мяча на меня, и снова мне удается, превозмогая боль, на морально-волевых качествах, мяч догнать. У самой лицевой линии, ближе к угловому флагу, я им овладел и на этот раз сделал верховую передачу на Дениса Борисова, который ударом головой поразил цель! Вот, по иронии судьбы, за каких-то неполных пять минут мне удалось и гол забить, и голевую передачу отдать, и снова отправиться на лавку (улыбается). Я думаю, ангел-хранитель мне мой помогает – Николай Чудотворец. Иначе ничем эти чудеса объяснить не могу, когда подобные вещи происходят.
Ставка – на своих воспитанников
– Николай, хотелось бы поговорить не только о вашей игроцкой стезе, но и о тренерской. Вы работаете с самыми юными футболистами в школе богородского «Спартака», готовите смену для главной команды города. Расскажите об этом?
– Стратегия у нас в клубе поменялась, теперь основная задача – развитие детско-юношеского футбола, и в будущем планируется делать ставку на собственных воспитанников. Чтобы болельщики, приходя на футбол, смотрели на игру своих друзей, родственников, радовались их успехам.
Я занимаюсь с группой мальчиков 2009, 2010, 2011 годов рождения. Помогают мне тренер вратарей, голкипер «Спартака» Сергей Зайцев, а также Владимир Девнин. Отбираем самых перспективных, самых талантливых, самых умелых мальчишек. Поскольку акцент делается на точечную, персональную работу с каждым ребенком, мы и работаем втроем. Одному тренеру обучать очень тяжело, у нас ведь акцент не на массовость делается. В группе – 14 ребятишек. Кто-то уходит, приходят новенькие. Этот процесс неизбежен. Иногда откровенно родителям говорим, что это не тот вид спорта, в котором их ребенок мог бы добиться успехов, рекомендует попробовать другой.
Вот недавно у нас закончился восьминедельный цикл, во время которого мы работали над ловкостью, координацией, отрабатывали ведение мяча. Использовали также в тренировочном процессе различные спортивные игры. Ребята все с огромным настроением и желанием тренировались, уходили с тренировок в приподнятом настроении. И не только они, но и их родители.
Стоит сказать и о других детских тренерах, которые работают с ребятами более старшего возраста – это Артем Петров и капитан «Спартака» Саша Батурин. А Рома Худяков тренирует у нас девчонок, хотя и с мальчишками тоже работает.
– Но если делать ставку исключительно на местных воспитанников, не тяжеловато будет богородскому «Спартаку» сохранять свои лидирующие позиции в областном футболе?
– Задача руководства на предстоящий сезон – сохранить прошлогодний состав. Но 18-19-летние ребята, которые с командой занимаются и которые, что называется, «на подходе», тоже имеют все шансы. Наш тренер Владимир Васильевич Ананьев не устает повторять: «Кто сильнее на сегодняшний день, тот и будет играть».
Сыновья грезят
футболом
– Как считаете, вам лично в предстоящем сезоне удастся по максимуму поиграть за «Спартак»?
– Это как здоровье позволит. Но настрой – самый боевой. Если в прошлом сезоне я больше выходил на замены, то в новом есть огромное желание почаще попадать в стартовый состав. Буду бороться за место в нем. Впрочем, Владимиру Васильевичу Ананьеву виднее, кого выпускать на поле с первых минут, а кого со скамейки. А по поводу того, как долго бы хотелось играть в футбол… Я еще мечтаю в одной команде поиграть с моими мальчишками, которых тренирую и которым сейчас по 7-8 лет (смеется). А что, всегда к чему-то надо стремиться, всегда необходимо ставить перед собой цели.
– Может, не только с ними, но и со своими сыновьями еще в одной команде поиграете…
– Это точно. Мой старший, Александр Николаевич Котов-младший – 2008 года рождения. Он, естественно, тоже занимается в школе «Спартака». Сейчас ищет себя – пока не знает, вратарем становиться ему или нападающим, как папа. А младшему, Арсению Николаевичу, восемь месяцев. И нет ничего удивительного в том, что его любимая игрушка – конечно же, мяч. Больше ничего не интересует! Видимо, смотрит на папку, который дома мячом жонглирует, наблюдает, как мы со старшим играем. Видно, как глаза у мальчугана загораются, когда мяч к нему попадает.
– Хочется, чтобы дети пошли в футболе дальше, чем их отец?
– У каждого человека своя судьба. Захотят они быть футболистами – я буду только рад. Если по другой стезе пойдут – дай бог. Главное, чтобы людьми хорошими выросли.
Беседовал Олег ПАПИЛОВ

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *