Евгений Попов: «Металлург» нужен Выксе
- Обновлено: 02.05.2019

– Евгений Михайлович, расскажите, как вы пришли в футбол?
– Я родился в Досчатом, что неподалеку от Выксы. В детстве играл на призы клуба «Кожаный мяч», затем в юношеской команде «Авангард» у тренера Алексея Николаевича Бушуева. Я там не тренировался. За мной приезжали в Досчатое и забирали на матчи. Через некоторое время пригласили во взрослую команду «Авангарда», но можно считать, за нее не сыграл – ушел в армию. После нее меня пригласил в «Металлург» Валерий Иванович Совцов, и всю оставшуюся футбольную карьеру я провел в «Металлурге». В первом же матче попал в заявку и сразу же забил гол.
– Вы занимались в армии футболом?
– Я служил в Москве при Высшей школе КГБ имени Дзержинского, полгода проходил кремлевскую школу. У нас была очень высокая дисциплина – не жалею, что там служил, был замкомандира взвода. Мне предлагали остаться дальше служить, но очень хотелось домой.
В Москве я тренировался и играл, ездил на просмотры в местные команды.
– Правда, что в советские времена футболисты «Металлурга» работали на заводе?
– Частично. Я пришел из армии в 1973 году, устроился на работу. Однако прошло месяца полтора, и нас полностью от нее освободили – чтобы футболисты могли лучше подготовиться к сезону. Это были хорошие времена: нам платили приличную зарплату, мы тренировались по два раза в день, серьезно готовились, хотя играли тогда на первенство области.
– Вспомните свой первый матч.
– В первом матче мы поехали на выезд, и я сразу же забил гол. Постоянно играл в основном составе. Кроме того, выступал за Досчатое на первенство «Урожая». Старался везде.
– Вы перешли из «Авангарда» в «Металлург». Был антогонизм между клубами?
– Да. Серьезный. Очень серьезный. Когда мы играли между собой, то основная трибуна стадиона была полностью заполнена, там тогда еще лавочки стояли. На одной половине сидели болельщики «Металлурга», на другой – «Авангарда». Все начальство приходило, причем садилось среди своих. Сражения были очень серьезные.
«Авангард» в то время был более серьезной командой. Мы готовились в Выксе, а они ездили на юг, играли на РСФСР, у них имелась своя база. А «Металлург» был более молодой командой, но с каждым годом она становилась все сильнее. И постепенно игроки из «Авангарда» стали переходить в наш клуб.
– Драки были?
– Нет. Тогда семьями болели за команды, фанатов не было, и все было более спокойно.
– С кем играли в связке?
– Я играл полузащитником, а сейчас эту позицию назвали бы «под нападающим». После армии я хорошо взаимодействовал с Александром Бекетовым из Досчатого, мы были одинакового роста, понимали друг друга с полуслова. Он был техничным игроком, забивал очень много. Мы с ним в «Металлурге» играли и в Досчатом за «Урожай». А в «Металлурге» больше импонировала игра с Александром Зайцевым. Я приверженец мягкого, техничного футбола. На поле надо хорошо думать не только за себя, но и за
партнеров, и за соперников. Больше обманывать, игра должна быть интеллектуальной.
– Поля позволяли так играть?
– Позволяли. Раньше попроще был футбол, не такой быстрый. Играли больше персонально – против меня играл защитник другой команды, а сейчас идет коллективный отбор. Да и игра быстрее стала.
– Вы были назначены тренером «Металлурга» в 1989 году.
– Да. Помощников у меня не было. А заниматься с ребятами, с которыми только что играл, не так просто. Постепенно приходили опыт и знания.
– Вы играли под руководством Сергея Захарова и Вячеслава Крыгина. Что-нибудь взяли от них в дальнейшем?
– Конечно, взял. Что-то в тренировочном процессе, что-то в дисциплине. Но очень многое получил, когда окончил Высшую школу тренеров. Общался с тренерами более высокого уровня, например, с Андреем Кобелевым и другими. Многие из них играли в высшей лиге. Когда я учился, то сам хотел почерпнуть новые знания.
– Какое было настроение в команде, когда клуб получил профессиональный статус?
– Мы организовали профессиональный футбольный клуб в 1994 году. У нас был подъем. С каждым годом все лучше и лучше получалось. Начальство очень большое внимание уделяло футбольному клубу, спрашивало и за результаты, и за подготовку, и за все остальное. В общем, пристально следило за нашей работой. Усилия прикладывались, и в 2000 году мы заняли 4 место, хотя на протяжении всего сезона лидировали вместе с саранской «Светотехникой». Это был взлет команды. Могло быть и лучше, но что-то мы упустили.
– В 90-е годы многих игроков покупали за счет бартера. Сергач расплачивался сахаром. «Металлург» трубами?
– Я не знаю, я этим не занимался (смеется).
– В 1994 году вас сняли с должности главного тренера, вы были назначены помощником. По каким причинам?
– Сняли потому, что не было результата. За нами очень пристально следили, были поставлены задачи. Первый сезон мы «вкатывались», но не все получалось, ведь команда впервые играла в чемпионате России. Было непросто, в том числе во взаимоотношениях с Москвой. Приходилось многое «переваривать» в себе, со всеми знакомиться, с составом решать вопросы. Были и подводные течения – кому-то хотелось более сильного тренера пригласить. Меня оставили вторым. Я только одного до сих пор не понял: проводил занятия по-прежнему я, тренировал команду опять я…
– То есть, будучи вторым тренером, вы все равно остались главным?
– Выходит, что так. Я не прекращал работу. Сначала был Константин Малинин, потом пришел Михаил Бекетов. Все удачи и неудачи были мои. Значит, такова судьба.
– В 1997 году вы выиграли соревнования в третьей лиге…
– Это был последний год, когда третья лига имела статус профессиональной. Очень хорошие команды тогда выступали. А мы много матчей выиграли, зачастую вырывая победы на последних минутах. Отложилась в памяти концовка турнира, когда мы набрали ход, принципиальный матч с «Энергетиком» из Уреня, когда в сырую промозглую погоду борьба шла буквально на каждом участке поля.
Чемпионат тогда был очень солидный, намного сильнее, чем сейчас в третьем дивизионе, когда играют одни дети.
– В 1998 году третья лига стала любительской, но команда сохранилась и турнир выиграла. Упал ли уровень?
– Мы не смогли выступить во втором дивизионе из-за финансовых сложностей. В то время как раз стало больше молодежных команд. И на уровне соревнований это сказалось, конечно.
– Но уже на следующий год «Металлург» стал выступать во второй профессиональной лиге. Тяжело пришлось перестраиваться?
– Непросто, ведь все было новым. Новый уровень требовал серьезной перестройки..
– Однако уже годом позже «Металлург» добился своего наивысшего достижения – занял четвертое место. Поймали кураж?
– Мы хорошо прошли весь сезон. Не на одной ноге, но очень здорово. В концовке все уже думали, что в призерах будем. Это и погубило нас. Надо было выиграть совсем чуть-чуть, но несколько игр «завалили». И тренерского опыта не хватило, и в плане самоуверенности дали промах. Обыгрывали лидеров, а на выезде теряли очки в матчах с не самыми сильными командами.
– Вы считаетесь самым титулованным тренером в истории «Металлурга». Давит на вас эта ответственность?
– Не задумывался над этим. Было и было.
– Через вас прошло много игроков. Кто из них реализовался лучше других?
– Выделю Александра Давыдова и Михаила Рытова. В какой-то период они у меня занимались, тренировались, а затем перешли на более высокий уровень. Не буду утверждать, что я их подготовил – это заслуга детских тренеров. Но оба играли в моей команде и росли в игровом плане.
– Почему в последующие годы команда стала меньше выигрывать?
– Состав стал меняться, ребята почувствовали, что нет движения вперед, и стали уходить, а заменяли их игроки не такого высокого уровня. Надо было идти вверх, но…
– Нужна сейчас Выксе команда хотя бы в третьем дивизионе?
– В то время команда была более обкатана. Игроки и в третьей лиге поиграли, и во второй. Что касается работы с молодежью, то сейчас тоже растут неплохие игроки. Надо ими заниматься, двигать вперед. Нужна молодая команда, но создать ее – не так-то просто. Вопросов много. В 18-19 лет человеку надо выбирать: работать, учиться или играть в футбол. «Металлург» обязательно нужен городу!
Беседовал
Евгений МЕНЯЖЕТДИНОВ