Новости спорта в Нижнем Новгороде. Нижегородские спортивные новости.
Актуально

Юрий ЯСТРЕБОВ: Харламов со мной не спорил

Вся жизнь Юрия Ястребова связана с двумя самыми популярными видами спорта. В молодости он зимой надежно защищал хоккейные ворота (тогда голкиперы играли без масок), в память о чем осталось двенадцать шрамов на лице, а летом – футбольные. По окончании же вратарской карьеры стал арбитром.
Юрий Васильевич – судья всесоюзной категории по хоккею и республиканской категории по футболу. А с 1994 по 2002 годы он трудился на благо заволжского «Мотора», выступавшего в первенстве России по хоккею среди команд высшей лиги.
В воскресенье, 27 ноября, Юрию Ястребову исполнилось 75 лет, с чем его поздравляет вся нижегородская спортивная общественность и, конечно же, редакция газеты «Футбол-Хоккей НН». А в канун юбилея с Юрием Васильевичем побеседовал наш специальный корреспондент.

Мастер-класс от Коноваленко
– Юрий Васильевич, когда вы познакомились с двумя самыми популярными видами спорта?
– В раннем детстве все мы играли в футбол и хоккей во дворе. А когда мне было восемь лет, стал заниматься зимой хоккеем, а летом футболом в спортивном клубе «Красное Сормово». Причем в обоих видах спорта играл на вратарской позиции.
– Какое самое яркое впечатление из юношеских лет?
– В 1957 году я прошел мастер-класс у самого Виктора Сергеевича Коноваленко. А после этого в составе сборной школьников города Горького вместе с будущим дублером Коноваленко по «Торпедо» Владимиром Фуфаевым выступал в финале спартакиады народов СССР. Так что мне довелось поработать бок о бок и с Коноваленко, и с Фуфаевым, ставшими в 1961 году серебряными призерами чемпионата Советского Союза.
– Вам довелось и самому немного поиграть в хоккей на профессиональном уровне?
– Да, с 1960 по 1963 год я выступал за хоккейный клуб «Горняк» из города Рудный, что в Казахстане. Но из-за тяжелой травмы (серьезного перелома ноги) мне пришлось завершить карьеру вратаря слишком рано.
Видел, как «загораются звезды»
– А как вы стали арбитром?
– В 1964 году председатель городской федерации футбола Павел Тимофеевич Кириллин начал привлекать меня к судейству матчей первенства завода «Красное Сормово», в сварочном цехе которого я тогда работал, играя в футбол и хоккей за первую мужскую команду.
Потом были чемпионаты города и области по футболу. Хоккейные же поединки я начал судить все в том же 1964 году по рекомендации Роберта Серафимовича Сахаровского. В 1971 году прошел сборы российских арбитров в Казани, отсудил несколько встреч на традиционном предсезонном турнире на призы газеты «Советский спорт» и получил «добро» на обслуживание матчей первой лиги в качестве помощника главного судьи. А с 1973 года начал судить уже и высшую лигу.
С 1974 года я постоянно работал на финальных турнирах первенства страны среди молодежных и юношеских команд. Всего этих всесоюзных финалов было у меня четырнадцать. Своими глазами видел, как «загораются» будущие «звезды» советского хоккея. В 1975 году на предсезонном турнире в Череповце судил несколько поединков с участием юношеской сборной СССР, за которую тогда, кстати, играл воспитанник нижегородского хоккея Вячеслав Рьянов, выступавший впоследствии за «Торпедо» и столичное «Динамо», а ныне возглавляющий «Чайку». А после присвоения мне звания «судья республиканской категории» меня стали регулярно назначать главным арбитром на матчи первой лиги и помощником главного – в высшей.
– Какую игру вспоминаете чаще всего?
– В 1975 году мне довелось судить встречу «Торпедо» – ЦСКА. В связи с неблагоприятными метеоусловиями в Горький не смогла прибыть свердловская бригада арбитров во главе с Сергеем Гущиным, и Виктор Сергеевич Сорокин, инспектировавший ту игру, посоветовавшись с ответственным секретарем федерации хоккея СССР Андреем Васильевичем Старовойтовым, принял решение назначить бригаду горьковских судей – Роберта Исаева, Николая Ширшова и меня. Конечно же, я очень волновался, но, как только начался матч, успокоился и стал выполнять свою работу. Не смущало меня даже присутствие на льду великой армейской тройки: Михайлов – Петров – Харламов. Я знал, к примеру, что семнадцатый номер армейцев, находясь на чужом «пятачке», любит постукивать вратаря соперников по конькам. На этом я Валерия Харламова и поймал. Он не протестовал, ведь удаление было за дело.
ЦСКА тогда одержал трудную победу над «Торпедо» со счетом 4:2, а я как главный арбитр матча получил от инспектора оценку «хорошо».
– Доводилось ли вам судить международные встречи?
– В 1983 году я был удостоен звания «судья всесоюзной категории», после чего мне посчастливилось поработать на знаменитом декабрьском турнире на призы газеты «Известия» в Москве. Я обслуживал матчи с участием всех сборных, кроме советской, которую судили иностранные арбитры. Помню, впервые выйдя на лед Дворца спорта в Лужниках, я был поражен атмосферой грандиозного хоккейного праздника, проходившего при переполненных трибунах. Даже площадка и та мне казалась больше обычной. Это были поистине незабываемые моменты моей жизни.
А шайба взяла и… раскололась
– Скажите, какие матчи вам было интересно судить, а какие – не очень?
– Арбитру трудно работать, когда хоккеисты много грубят. А «грязной» игры всегда больше в низших лигах. Особенно тяжело приходилось на матчах переходных турниров (я работал на четырех из них), где соперники бились, что называется, не на жизнь, а насмерть. Но побеждали-то в них все равно более классные, мастеровитые команды. Вспоминается, например, как в решающей игре в Первоуральске, которую я судил, ярославское «Торпедо», ведомое Сергеем Николаевым и Николаем Эпштейном, одолело свердловский «Автомобилист».
На моих глазах выходили в высшую лигу и другие именитые команды – из Магнитогорска, Казани и Тольятти. Попав в класс сильнейших, магнитогорский клуб организовал в 1991 году первый международный турнир памяти Ивана Ромазана. Из арбитров приехали Николай Морозов-младший и ваш покорный слуга. А в следующем году я был приглашен на этот турнир уже в качестве почетного судьи. Отработав на дебютной игре с участием местного «Металлурга» и студенческой сборной США, передал «эстафетную палочку» своему земляку Александру Федотову. А еще одним почетным гостем на Мемориале Ромазана был другой нижегородец – Ливерий Андреевич Носков – первый наставник Валерия Постникова, тренировавшего тогда магнитогорскую команду.
– Наверняка в вашей памяти остались и какие-то курьезные эпизоды?
– Конечно, остались. Помню, судил я в 25-градусный мороз матч в Свердловске, и в одном из игровых эпизодов после мощного броска форварда шайба попала в перекладину и… раскололась на две части. Причем один осколок угодил в ворота, а другой отскочил в поле. Гол я, естественно, не засчитал. Шайбу заменили, и после вбрасывания игра была продолжена.
– Судить матчи союзного чемпионата вы закончили «по возрасту»?
– Да. В 1991 году мне исполнилось 50 лет, и сезон-1991/1992 стал последним в моей профессиональной карьере хоккейного арбитра. Но с любимым делом я не расстался. Продолжал судить матчи областного чемпионата. В течение восьми лет избирался председателем коллегии судей Нижегородской области, работая в связке с такими известными в прошлом арбитрами, как Роберт Исаев, Николай Сомов, Василий Ягжов, Роберт Сахаровский…
– Насколько мне известно, вы неплохо проявили себя и как футбольный судья.
– В свое время Семен Наумович Шапиро рекомендовал меня на обслуживание матчей первенства страны по футболу среди команд второй лиги, но в итоге я все же выбрал хоккей. Хотя летом постоянно судил первенство области по футболу, поддерживая спортивную форму круглый год. А с 1968 по 1972 год провел четырнадцать встреч в качестве помощника главного арбитра во второй лиге, и мне было присвоено звание «судья республиканской категории по футболу».
– Как вам работалось на домашних матчах горьковской «Волги»?
– Тогда «Волга» играла на сормовском стадионе «Труд» и постоянно была одним из лидеров своего зонального турнира второй лиги. Народу на ее матчах собиралось не менее десяти тысяч. Я чувствовал огромную ответственность, но в то же время был счастлив находиться в этом «кипящем котле».
Хоккей – это вся моя жизнь
– А как состоялся ваш переход на тренерскую работу?
– В 1994 году в Заволжье была организована хоккейная команда «Мотор», главным тренером которой назначили Александра Николаевича Федотова. А вскоре мне позвонил тогдашний председатель спортклуба «Мотор» Геннадий Николаевич Воронин и попросил приехать на беседу. Он предложил мне стать тренером-селекционером заволжской команды. На этой должности я работал четыре сезона. А с 1998 года стал тренером-администратором «Мотора».
Благодаря фанатизму в хорошем смысле этого слова Геннадия Николаевича Воронина, Александра Михайловича Минеева и Александра Павловича Полозова, вложивших душу в заволжскую команду, «Мотор» прогрессировал с каждым годом и за восемь лет прошел путь от областной команды до крепкого коллектива высшей лиги, который обыгрывал легендарные столичные клубы – «Спартак», ЦСКА, «Крылья Советов». А еще благодаря трем вышеназванным мной людям в небольшом городке моторостроителей появился свой ледовый дворец, в котором до сих пор функционирует ДЮСШ «Мотор». Жаль только, что в 2002 году после смены руководства ОАО «ЗМЗ» профессиональный хоккейный клуб в Заволжье был расформирован.
– Чем вы живете сейчас, Юрий Васильевич?
– Инспектирую матчи первенства Нижегородской области по футболу и хоккею. Кроме того, постоянно работаю в составе судейской бригады на матчах «Торпедо», «Чайки» и СДЮСШОР «Торпедо». Так что с хоккеем не расстаюсь, ведь это – вся моя жизнь.
Беседовал Сергей КОЗУНОВ

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *