В чем отличия лотереи от промо-розыгрыша? Мнение юриста.
- Обновлено: 17.02.2021
Чем отличаются рекламный розыгрыш и лотерея с позиции юристов?
Каким образом провести розыгрыш призов, подарков, скидок или промокодов и не попасть под штрафные санкции? Такой вопрос очень часто задают клиенты нашего рекламного агентства. Вы сможете найти ответ в этой статье, разъясняющей важные отличия между коммерческими и стимулирующими лотереями, а также требования нашего законодательства для рекламы вашей промо акции.
Что такое лотерея?
Лотерея – игра, которая проводится согласно с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда, а другая сторона (участник лотереи) получает право на определенный выигрыш, при условии, что она будет признана выигравшей в соответствии с условиями проводимой лотереи. Закон от 11.11.03 № 138-ФЗ регулирует проведение лотерей.
По своей сути, это взаимодействие 2-х сторон. Одна из них осуществляет розыгрыш (деньги или ценные предметы, оборот которых разрешен в нашей стране), другая – получает приз при выполнении условий розыгрыша. Одновременно с этим в качестве приза указывается или некоторая часть общего призового фонда,или призовой фонд полностью. Основное отличие лотереи от прочих розыгрышей с раздачей ценных подарков заключается в том, что выигрыш формируется при помощи денег от билетов.
В рамках лотерей реализуются «лотерейные билеты» – это документ, предоставляющий право на участие в розыгрыше. При этом, документ юридически подтверждает согласие участников с условиями. Все билеты для участия подлежат обязательной регистрации у оператора.
Официально организовывать лотерею в нашей стране имеют право Минфин и Министерство спорта. Собственники бизнеса не вправе выпустить билеты для лотереи и организовать розыгрыш. Они имеют возможности стать «оператором» подобного розыгрыша, но требуется пройти обязательный конкурс у организатора. Незаконное проведение лотереи – нарушение, за которое власти могут назначить штраф. Размеры возможных штрафов следующие:
Промо-акция с ценными подарками
Кроме этого имеет термин — стимулирующее мероприятие. Под этим понимают игры, конкурсы и т.д., когда участникам необходимо приобрести товар или услугу. Допустим, промо-акции «Купи газировку и найди под крышкой свой подарок» или «Сделай комплексную мойку и участвуй в супер розыгрыше». Подобные акции являются рекламными, по этой причине они контролируются уже другим законом — «О рекламе».
Данные мероприятия осуществляются по инициативе предпринимателя, их не требуется обязательно регистрировать. Но нужно сообщить публике:
Каким образом отличить лотерею от рекламной акции?
Порой некоторые стимулирующие мероприятия называют «лотереями». Действительно, между ними имеются общие свойства:
Критерий | Денежная лотерея | Маркетинговая лотерея |
За счет чего формируется призовой фонд? | За счет проданных лотерейных билетов: продали билетов на 500 тыс. – призовой фонд формируется из этих 500 тыс. | За счет организации, которая устроила промо-акцию. Предположим, магазин объявил о розыгрыше ценных призов среди покупателей газировки. Не имеет значения на какую точно сумму продан продукт, призы будут покупаться за денежные средства фирмы. |
Как подтверждается право на участие? | Купленным билетом. | Чеком/купоном (и так далее), выдаваемым бесплатно, после покупки товара или выполнения обязательных условий акции. |
Риск для участвующих? | Присутствует. Участники могут потерять денежные средства, ничего не получая взамен. | Отсутствует. Клиенты получают товар, а возможность получения приза – приятный бонус. |
Таким образом, когда вы организовываете акцию, где любой покупающий товар на сумму, допустим, свыше 600 руб., получает бесплатный код и участвует в розыгрыше ценных призов – это не лотерея, а стимулирующее мероприятие.
Ответственность за нарушение условий рекламной акции
Конкурсы в рамках стимулирующих мероприятий считаются видом рекламы. В связи с этим проверку законности их организации выполняет ФАС. Если госорган выявит нарушения, он выдаст предписание об их устранении. К примеру, обяжет предпринимателя прописать необходимые сведения и т.д.
Помимо этого будет возбуждено административное дело. Предусмотрены штрафные санкции:
Акции с раздачей одинаковых подарков всем участвующим.
Такие акции являются частью маркетинга при розничной торговле. Смысл акций — предложение клиентам сделки, которая позволила бы либо купить что-то по более низкой стоимости, либо по одной стоимости получить больше товара.
Имеются следующие варианты промо-акций:
Для бизнеса важно, что эти промо-акции не считаются стимулирующими мероприятиями. На них не распространяется закон «О рекламе». Значит, ФАС не предъявит претензию, если магазин, к примеру, не указал, насколько долго продлится акция «Два товара по цене одного».
Но каким способом отличить обычную акцию от стимулирующих мероприятий:
Надеемся, что эта заметка дала ответы на большинство вопросов, которые связаны с особенностями промо акций. Все еще имеются неясности? Свяжитесь с нашими экспертами WISE.PROMO, и мы попытаемся ответить на них.