Новости спорта в Нижнем Новгороде. Нижегородские спортивные новости.
Актуально

Кто нас выводит в мастера

Русский хоккей –
моя жизнь!

– Олег Геннадьевич, свою профессиональную карьеру игрока вы начинали в горьковском «Старте». А заканчивали также в «Старте», но только из Нерехты…

– Конечно, специально не подгадывал, но в жизни как-то само так получилось. А начинал заниматься русским хоккеем я в детской команде «Спутник», которая базировалась в Московском районе. Тренировал ее Сергей Ладяшкин. Раньше за ЖЭКами Машзавода были закреплены детские команды, и этот дворовый хоккей давал хорошую подпитку для детско-юношеских спортивных школ. То есть, в ДЮСШ ребята приходили уже с определенной базой. А сейчас, к примеру, многие не умеют даже, как следует, стоять на коньках – начинают заниматься в ДЮСШ практически с нуля…

Таким образом, я и оказался в «Старте», где тренировался под руководством Юрия Леонидовича Катаева. Команда нашего «1967 года рождения» была достаточно сильной. Вместе с Андреем Локушиным в 1986 году я привлекался в состав юниорской сборной СССР. Но в число участников чемпионата мира в Сыктывкаре попал только Андрей. А в 1984 году Юрий Ефимович Фокин стал меня подпускать и к играм за «основу» горьковского «Старта».

– Любопытно, что 31 января 2001 года вы принимали участие в последнем сыгранном  на данный момент официальном матче дзержинского «Урана» в рамках чемпионатов России. Кстати, отметились тогда и забитым голом – в ворота соперника из Казани. А до этого за казанскую «Ракету» вы выступали целых шесть сезонов…

– Да, к сожалению, хоккей с мячом в Дзержинске тогда «похоронили». Всему виной, как и всегда, были финансовые причины.

– В матчах высшей лиги чемпионата России по хоккею с мячом забить «Старту» вам так и не довелось. А вот резервистам из «Старта-2» – даже трижды, когда выступали за «Уран». Один гол был забит на стадионе «Старт», а затем в Дзержинске на стадионе «Химик» вы оформили дубль.

– Да, было такое (улыбается). Но слишком большой радости по поводу голов не испытывал. Мы играли в свое удовольствие. Просто уже с самого детства были так воспитаны, что русский хоккей для нас – это жизнь! Иногда и денег не платили, но мы все равно играли – только потому, что любили наш вид спорта.

– В вашей карьере был еще один весьма любопытный факт. Во время выступлений за «Локомотив» из Оренбурга вы забили два гола и «основе» «Старта», но только в чемпионате России по ринк-бенди. В обеих играх, состоявшихся 6 и 8  сентября 1997 года в Кирове, ваши точные удары пришлись на 52 минуту, а счет после них становился 6:4 и 6:5 в пользу «Локомотива» соответственно. Но нижегородцы все-таки добивались итоговых побед в один мяч – 7:6 и 8:7…

(Смеется). Как вы это все нашли?!

– Статистика знает все!

– Да, раньше проводились чемпионаты России по ринк-бенди. Все было серьезно, играли даже основными составами. Команды собирались очень приличного уровня!

– Во время выступлений за «Локомотив» вы играли против «Старта» и в матчах высшей лиги чемпионата России. С какими чувствами выходили на поле?

– Выходил играть с серьезным настроем. Хотелось себя показать и проверить свое мастерство против сильной команды. Игры шли «кость в кость», а так как я и сам по-спортивному злой, то мне нравились эти матчи. Конечно, «Старт» нас обыгрывал, но настрой у меня всегда был особенным. Тем более, в Нижнем Новгороде в те времена всегда собирался полный стадион. Однажды играли 3 января. У людей, сами понимаете, настроение еще праздничное (улыбается). Мы вышли и в первом тайме сыграли со «Стартом» на равных. Хозяева еще в начале игры забили нам два мяча, но уже через две минуты мы счет сравняли. Такой дерзости от нас совсем никто не ждал. В итоге, правда,  «Старт» одержал крупную победу – 11:2.

– Какой успех в вашей карьере хоккеиста для себя считаете самым значимым?

– Выход в высшую лигу с павловским «Спартаком» в 1996 году, когда вслед за казанской «Ракетой» мы стали вторыми в финальной «пульке» первой лиги. Была такая эйфория, ведь мы здорово провели весь сезон и вышли по спортивному принципу. Но, к сожалению, вскоре «Спартак» был расформирован. Было очень обидно. Мы уже начали подготовку к сезону в высшей лиге. Раньше всех вышли из отпуска. Наш главный тренер Виталий Лазицкий подобрал очень хороший состав. Играли Игорь Пьянов, Шамиль Сафиулин, Виктор Горин, Владимир Нючев. Приехал Сергей Покидов из Мончегорска. Конечно, неизвестно, как бы мы выступили, но нервы соперникам, думаю, потрепали бы.

Четыре «золота» – впервые!

– Как-то вы упомянули, что свою тренерскую деятельность начали благодаря Юрию Николаевичу Алексееву, пригласившему вас поработать с детьми. А в качестве арбитра себя не хотели попробовать?

– Никогда. Я сам по себе человек эмоциональный, и мне трудно оставаться беспристрастным.

– Совсем недавно два ваших воспитанника Юрий Иванчиков и Егор Дашков стали победителями Универсиады в Красноярске. Насколько сложно вообще воспитать игроков такого уровня?

– Да, помимо них, в сборной России были еще два нижегородца – Михаил Сергеев и Александр Легошин, которых воспитал Юрий Николаевич Алексеев. А Юра с Егором –  выпускники моего самого первого набора детей. Я тогда был еще начинающим тренером. Были сомнения, переживания. Работа достаточно ответственная. И мне было непросто сразу из профессионального спорта переключиться на детей. Я очень рад за ребят. Смотрел их игры и очень переживал. Мне и родители их звонили. И Юра, и Егор – настоящие фанаты русского хоккея. Думаю, «звездная» болезнь им не грозит. И если они продолжат работать в нужном направлении, то не за горами их ждет и вызов в национальную сборную.

– За «основу» «Старта» в минувшем сезоне играли еще два ваших воспитанника – Роман Ледянкин и Никита Кочетов. В этом году они стали чемпионами мира среди юниоров. В чем их секрет успеха?

– Эти ребята начинали у Вячеслава Васильевича Таболкина, но ситуация сложилась так, что мне предложили взять под свое крыло этот «возраст», и выпускался он уже у меня. И Рома, и Никита – тоже талантливые и трудолюбивые ребята. Очень любят хоккей и очень не любят проигрывать. Если не сбавят обороты и продолжат прогрессировать, то у них есть хорошие перспективы заиграть в Суперлиге на серьезном уровне.

Вообще у всей вышеупомянутой четверки игроков есть лидерские амбиции, и со временем все они вполне могут стать настоящими лидерами «Старта».

– Этот сезон для вас сложился достаточно плодотворно, ведь сразу четыре ваших воспитанника завоевали «золото» престижных международных соревнований! Бывало ли раньше нечто подобное?

– Нет, такое впервые! Если и было раньше, то либо кто-то один «выстреливал», либо  максимум двое. Например, в прошлом году чемпионом мира среди юниоров стал Паша Даданов.

– Недавно под вашим руководством «Нижегородец-2008» на турнире в Ульяновске памяти Владимира Монахова занял второе место, пропустив при этом всего лишь один гол за весь турнир. Как такое вообще может быть?

(Улыбается). Ну, это же спорт! Турнир собрал немало достойных команд, которые в дальнейшем будут участвовать уже и в «Плетеном мяче». Мы провели несколько хороших игр. К примеру, обыграли архангельский «Водник» – 7:0. В последний день играли против хозяев. Встретились две равных команды, игра получилась боевой – такой добротный мальчишеский хоккей. Но одна единственная наша ошибка в обороне стала роковой. В целом этим результатом я очень доволен. Ребятишки, конечно, расстроились, но я им постарался объяснить, что их жизнь в хоккее еще только начинается, и победы непременно  придут.

Крытая арена должна быть на «Старте»!

– С момента реконструкции стадиона «Труд» прошло уже 16 лет. За это время неоднократно говорилось о необходимости приобретения современных ледоуборочных машин, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. С другой стороны, не только шведские, но уже и многие российские клубы играют в современных крытых спортивных аренах. В такой ситуации уместно ли вообще что-либо говорить о завоевании командой «Старт» каких-то медалей чемпионата России?  Ведь по сути команда играет на стадионе уже прошлого века.

– Сейчас погодные условия такие, что и осень может задержаться, и весна прийти раньше. Поэтому, конечно, за крытыми катками будущее. Мы очень хотим, чтобы такой каток был возведен именно на стадионе «Старт». Здесь и традиции, и дух, и атмосфера русского хоккея! Все свои медали «Старт» выигрывал именно здесь! Этот стадион позволил воспитать несколько поколений хоккеистов, ставших затем чемпионами мира. А в современных условиях крытая арена является одним из слагаемых успеха, одним из основных факторов. Не нужно будет подстраиваться под погоду, убирать снег. Можно будет сосредоточиться исключительно на работе и уверенно планировать тренировочный процесс. К примеру, в Кемерове вообще два поля с искусственным льдом: одно под открытым небом, другое – под крышей. Если на улице погода не позволяет, идут под крышу.  Вот это, я понимаю, условия! В общем, все, у кого есть крытые арены, будут со временем сильнее как в катании, так и во многих других компонентах игры.

– Как считаете, может быть, и Нижнему Новгороду пойти по уже проторенной дорожке и взять пример с Красноярска, в котором под Универсиаду возвели крытую арену. Под крупные международные соревнования, как показывает практика, реально привлечь дополнительные инвестиции из федерального бюджета?

– Согласен, но я, как детский тренер, вряд ли здесь могу чем-то помочь. Решением таких глобальных вопросов занимаются власти, и только они могут «протолкнуть» подобные  инициативы.

– Поделитесь секретом, как вам удается в таких, по нынешним меркам,  довольно скромных условиях продолжать не просто работать, но и еще воспитывать мастеров высокого уровня, которые добиваются столь громких побед?

– Секрет прост. Это человеческий труд и фанатизм тренерского состава. Дети и родители видят, что тренер «горит». Отсюда – дисциплинированность, самоотдача, желание тренироваться как можно чаще.

Мы все очень любим хоккей с мячом и хотим, чтобы наша команда мастеров комплектовалась местными воспитанниками.

– Несколько лет назад в одном из интервью вы сказали, что из-за нехватки льда некоторые ребята уходят из русского хоккея в хоккей с шайбой. Сейчас ситуация не изменилась?

– Нет, ничего не изменилось. Сейчас родители смотрят на предлагаемые условия для занятий. Как пример, из набора моих ребят 2007-2008 годов рождения уже двое ушли в хоккей с шайбой. Там и лед есть всегда, и каток крытый.

– Девочки, желающие заниматься хоккеем с мячом, к вам не приходят?

– Нет, при мне – ни разу (улыбается).

Авторитет тренера непререкаем

– При работе с детьми вы используете индивидуальный подход или есть какой-то единый универсальный шаблон?

– Тренировочный процесс существует один для всех. Но во время выполнения различных упражнений подходишь к каждому ребенку индивидуально. У кого-то лучше получается, у кого-то хуже. Поэтому постоянно что-то подсказываешь, помогаешь, показываешь. Вообще с детьми очень тяжело работать. Но стараюсь до них донести суть хоккея. В свою очередь они тоже стараются меня понять. В этом процессе мы учимся друг у друга. Каждый ребенок по-своему индивидуален. Один может заплакать, а другому абсолютно безразлично, что ему говорят. К каждому нужен свой подход. Приходится варьировать методы «кнута» и «пряника». Если они будут видеть только «пряник», то просто тренеру «сядут на шею».

– Какова, на ваш взгляд, роль родителей в подготовке юного хоккеиста?

– Пока дети еще маленькие, важно, чтобы родители вовремя приводили ребенка на тренировки, помогали зашнуровать коньки. И всё. Дальше уже работает только тренер. Родителям лезть в тренировочный процесс не нужно. А то у нас сейчас буквально все разбираются в политике, футболе и хоккее. К сожалению, многие начинают вмешиваться и в тренировочный процесс, учить, как, что и когда говорить, как тренировать. Приходится уже и с родителями объясняться. Кто-то понимает, а кто-то нет. Начинаются обиды. Но ведь я же со своей стороны в их профессиональную деятельность не лезу и никого не учу, кому и как из них работать. Авторитет тренера непререкаем! Иначе, зачем вообще он нужен? Это уже получается не тренер. Тогда сами берите и тренируйте.

Поэтому задача родителей – проконтролировать, чтобы ребенок не пропускал тренировки. И, конечно, необходимо помогать своему ребенку с экипировкой. По-другому просто никак.

– В качестве тренера вы работаете более полутора десятка лет. Насколько за эти годы изменилось количество детей, желающих заниматься хоккеем с мячом?

– Конечно, тенденция к уменьшению занимающихся хоккеем с мячом прослеживается. Прежде чем отдать своего ребенка в спортивную секцию, родители смотрят на предлагаемые условия. И предпочтение, что естественно, отдается более комфортным условиям.

– Не возникало ли у вас желания самому поработать со взрослой профессиональной командой мастеров?

– Нет, пока не возникало. При всех трудностях мне с детьми работать нравится. Здесь я могу увидеть плоды своей работы. В спортклубе «Нижегородец» меня все устраивает, и тренерский коллектив у нас очень хороший.

– В последние годы в российском хоккее с мячом возникла довольно любопытная ситуация. С одной стороны, сборные команды самых разных возрастов который год продолжают побеждать на международных соревнованиях. А с другой стороны, в самой России каждый год исчезают команды с богатой историей и традициями. Достаточно вспомнить, что в вашу бытность игроком в чемпионате России выступали сразу несколько команд из Нижегородской области – из Нижнего Новгорода, Дзержинска, Павлова, Балахны, Навашина, Кулебак. Сейчас остался только областной центр. И такая ситуация в России повсеместно. Так что же все-таки происходит у нас сейчас с русским хоккеем?

– Печально, конечно, что у нас в России остается все меньше клубов по хоккею с мячом. Мне кажется, многое зависит от работы на местах. Многие руководители обращают внимание только на хоккей с шайбой и футбол, а русский хоккей им не интересен. Но, думаю, местные власти, которые искренне заинтересованы решением данной проблемы, могли бы исправить эту ситуацию с помощью привлечения бизнеса. Я вижу здесь только такой выход.

Беседовал Алексей Шагалов

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *