Новости спорта в Нижнем Новгороде. Нижегородские спортивные новости.
Актуально

Сергей ФАДЕЕВ: ЗА ОДИН СЕЗОН МОЖНО ОСТАВИТЬ ПОЛЖИЗНИ

Голкипер «Торпедо» Сергей ФАДЕЕВ шесть раз признавался лучшим игроком команды по итогам сезона. Он рассказал о своей карьере, которая пришлась на сложный период в истории нижегородского клуба и поведал о том, чем занимался после ухода из «Торпедо». А также пояснил, почему сезон в «Торпедо» мог стоить двух-трех сезонов в других командах.

ИЗ «ТОРПЕДО» –
В СБОРНУЮ
– Играть в хоккей я начал с семи лет в родном городе Набережные Челны, – вспоминает Сергей. – Сразу же стал вратарем. Выступал за дворовую команду «Радуга», а затем стал заниматься в школе «КамАЗа». А в 1985 году на одном из турниров меня заметил Игорь Чистовский и пригласил в спортшколу «Торпедо».
– Однако по окончании школы вы все-таки уехали из Горького поближе к родным пенатам.
– Так сложились обстоятельства. Моим первым клубом во взрослом хоккее стал нижнекамский «Нефтехимик». В то время за «Нефтехимик» выступали ветераны СК им. Урицкого (в 1990 году был переименован в «Итиль», а спустя пять лет – в «Ак Барс» – прим. автора). Я провел в Нижнекамске три сезона, правда, большую часть третьего сезона пропустил из-за травмы.
– А в 1993 году вы оказались в системе «Торпедо».
– Да. У меня был выбор между «Итилью» и «Торпедо». Но предложение нижегородского клуба было, скажем так, более конкретным. Да и Нижний Новгород к тому времени уже стал для меня родным городом, ведь я был воспитанником торпедовской хоккейной школы. В сезоне-1993/1994 я выступал за «Торпедо-2», а через год играл за «Торпедо» в МХЛ.
– Ваше выступление в МХЛ можно назвать триумфальным. Вы дважды были лучшим вратарем лиги по количеству «сухих» матчей.
– Тогда довелось поиграть много. За два сезона я провел, по-моему, более сотни матчей.
– Когда вам исполнилось 23 года, Борис Михайлов впервые пригласил в сборную России на Приз «Известий»…
– Я начал играть в МХЛ и уже через три месяца получил вызов в сборную. Этим достижением, думаю, можно гордиться.
БОРЬБА
ЗА ВЫЖИВАНИЕ
– В 1997 году вы приняли участие в чемпионате мира в составе сборной, которую тогда тренировал Игорь Дмитриев.
– А вот от того чемпионата остались не самые лучшие воспоминания. Уверен, что если бы я тогда начал играть с первых матчей – было бы лучше. Но ворота в самом начале турнира защищал Максим Михайловский. А потом меня, считаю, «перегрузили», и когда я встал в ворота, то находился далеко не в оптимальном состоянии. В итоге провел три матча, самым неудачным из которых стал поединок со сборной Финляндии (сборная России проиграла со счетом 4:7 – прим. автора).
На чаще всего игры за сборную оставляли приятные воспоминания. Мне запомнился «Большой приз Санкт-Петербурга» (турнир вторых сборных), где я был признан лучшим вратарем. С первой и второй сборной принимал участие в турне по Канаде – впечатления незабываемые.
– Вы были голкипером №1 в «Торпедо» в течение четырех сезонов, но в 1998 году ненадолго перебрались в «Ладу».
– Меня пригласил Геннадий Цыгуров. Было интересно выступать за команду, которая в тот период была одной из лучших в элитном дивизионе России. Напомню, что «Торпедо» накануне того сезона вылетело из суперлиги, а мне хотелось продолжить выступления на высшем уровне. Вот только мое пребывание в Тольятти оказалось недолгим (Фадеев защищал ворота «Лады» в 20 матчах регулярного сезона – прим. автора). Накануне решающих матчей руководство тольяттинцев сделало ставку на канадского голкипера, а я… отправился помогать «Торпедо» возвращаться в суперлигу.
– В суперлигу «Торпедо» вернулось, и вы остались в клубе вплоть до сезона-2004/2005. Вообще выступление нижегородского клуба на рубеже веков – сложный период в истории «Торпедо». Команда вылетала в высшую лигу и возвращалась обратно в элитный дивизион, где вновь боролась за выживание… Каково же было голкиперу, который проводил в каждом сезоне львиную долю матчей?
– Я неоднократно говорил, что голкиперу, чья команда сражается за медали, намного легче, чем голкиперу, чья команда из года в год борется за выживание. Стрессов в тот период, действительно, хватало. «Торпедо» быстро попадало в сложную турнирную ситуацию, и каждый матч становился решающим. Да за один такой стрессовой сезон можно полжизни оставить! Я бы так сказал: сезон в «Торпедо» мог стоить двух-трех сезонов в другой команде. За 30-40 игр можно было так «нагрузиться» физически и морально, как, например, матчей за 70-80. Плюс к тому финансовое положение «Торпедо» тогда было очень нестабильным. По финансам мы прочно находились среди аутсайдеров суперлиги…
КАРЬЕРУ ЗАВЕРШИЛ…
В БЕЛОРУССИИ
– Вы шесть (!) раз признавались лучшим игроком сезона в составе «Торпедо» по итогам опросов специалистов хоккея и спортивных журналистов. Наверное, на игру такого голкипера обращали пристальное внимание многие клубы российской суперлиги?
– Предложений было, действительно, много. Причем каждый год. Почему не уехал? Думаю, тут все в комплексе. Я защищал ворота родного клуба, который дал мне путевку в жизнь, дорожил поддержкой нижегородских болельщиков… А еще, может быть, причина в характере – не собирался я метаться из стороны в сторону.
– Кто из защитников «Торпедо» стал для вас самым надежным помощником?
– Мне бы не хотелось выделять одного-двух. Поверьте, каждый из игроков обороны делал все возможное. Хотя, может быть, кому-то не хватало мастерства в борьбе с лучшими хоккеистами суперлиги. Было тяжело, но ребята играли на пределе.
– В одном из интервью вы особенно отметили период работы в «Торпедо» под руководством Александра Фролова.
– У меня остались самые добрые воспоминания об этом человеке, замечательном тренере и организаторе. Уверен, если бы не его смерть в 2000 году, все бы в «Торпедо» было по-другому. Весь тот сложный период не был бы для нас таким болезненным.
– За годы карьеры в «Торпедо» удалось избежать серьезных травм?
– Ушибы, надрывы, растяжения… Всего этого хватало. Но не было такого, чтобы я надолго выбывал из строя. Хотя в последнем сезоне за «Торпедо» играл мало. Обострилась старая травма колена, и я понимал, что выступать на уровне российской суперлиги будет уже сложно. В итоге я покинул «Торпедо», но получил шанс продолжить карьеру в белорусской команде «Химволокно» из Могилева. Но и там, естественно, мои болячки давали о себе знать. В итоге по окончании сезона-2005/2006 решил, что пора заканчивать игровую карьеру.
– Вы стали работать тренером?
– Да. Я вновь вернулся в Нижегородскую область. Тренировал молодых хоккеистов в борском «Кварце», работал с вратарями. Наверное, лет шесть этим занимался.
ТРЕТЬЯК
ОПЕРЕДИЛ ВРЕМЯ
– Почему же вы вдруг оказались в женской команде СКИФ?
– У «Кварца» были сложности с финансированием, и, к сожалению, пришлось закончить там работу. Последовало предложение от СКИФа, но в женской команде я провел буквально пару сборов, тренируя вратарей.
– Голкипер женской хоккейной команды заслуживает, наверное, отдельной характеристики?
– Вратарь всегда должен быть спокоен. Но женщина эмоциональнее мужчины, у нее другая психология. Бывает, такой голкипер сначала что-то сделает, а потом понимает, что же он сделал…
– За «Торпедо» сейчас следите?
– Я знаю, как выступает команда, но матчей в этом сезоне видел очень мало. Живу и работаю в Москве, и моя работа сейчас абсолютно не связана с хоккеем. Понимаю, что в «Торпедо» многое изменилось за последние десять лет. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев поддерживает хоккей, финансовое положение клуба достаточно стабильное. Кроме того, из КХЛ ведь не вылетают, а от этого многим командам легче психологически… «Торпедо» стабильно выводит в плей-офф Петерис Скудра, против которого я играл, когда он выступал за «Химик». По тем матчам нижегородцев, что я видел в последние годы, хочу отметить вратарей. В «Торпедо» ведь голкиперу уготована особая роль – он должен тащить команду. Думаю, что торпедовские вратари на это способны.
– Кого вы считаете лучшим вратарем в истории хоккея?
– Кумиров детства у меня не было. Но когда я защищал ворота, изучал игру многих голкиперов, старался брать что-то для себя. Отдельно выделю вратарей сборной СССР. Владислав Третьяк буквально совершил революцию в хоккее, опередил время. Мне очень нравилась и игра Владимира Мышкина. Голкиперы советской сборной высоко подняли планку вратарского мастерства.
Алексей ХИТРЮК,
Sportbox.ru специально для «Ф-Х НН»

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *